ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогой читатель! Вы открываете своего рода уникальное издание, подготовленное многолетним трудом коллектива авторов и церковным историком Православной Российской Церкви (РПЦЗ). В данной редакции церковного календаря мы предприняли попытку проверить существующий на сегодняшний день месяцеслов с точки зрения правоверности чествований некоторых указанных в нем святых и соответствия их существующим в Православии догматам святости.
Для этого составителям календаря пришлось не только сверить прежние календари Зарубежной Церкви за ряд лет, но и использовать некоторые авторитетные издания по Святцам (такие как “Верный Месяцеслов Русских Святых” 1903 г. с поправками 1904 г. и многие другие издания). Также была предпринята попытка приведения в порядок каталога новомучеников, пострадавших после падения Царьграда, который в русских святцах был не достаточно систематизирован.
В наш апостасийный век, когда на Православие идет широкомасштабное воздействие мировых закулисных сил, совершается попытка экуменически размыть его изнутри, превратив в одно из направлений религии Антихриста, нам особенно важно сохранить границы Церкви, утвердить святоотеческие критерии святости и непреклонно держаться их.
Святость, согласно учению преп. Иустина (Поповича), это «воплощение идеала христианина – его обожение (θέωσις, θεοποίησις)». Вот что он пишет по этому поводу: «Божии святые. Ведь это – единственные настоящие люди; ибо побороли они в себе все грехи, все смерти, всех бесов – исполнив себя Богом и Господом Иисусом Христом… Что же такое святость святых? Аскетизм ли и умерщвление плоти? Уход от мира? Совершение ли чудес? То, и другое, и третье находят себе место в христианстве. Но не они являются сущностью святости. Святость есть исполнение Нагорной проповеди Спасителя. Святость есть чистота мыслей, чувств и воли. Святость есть правдивость, искренность, опасение перед малейшим оттенком лжи, обмана, хитрости или, как говорят, «задней мысли» и расчета. Святость есть безбоязненное исповедание веры. Святость есть желание добра ближнему и дальнему. Святость есть «правда, мир и радость о Духе Святом».
В Православной Церкви четко сформулированы основные критерии про-славления святых: «1) Православiе безукоризненное, 2) совершенiе всех добродетелей, за которыми следует стоянiе за веру даже до крови, 3) и, наконец, проявленiе Богом сверхестественных знаменiй и чудес» .
Преп. Паисий Величковский так об этом пишет: «Святость истинных свя-тых мужей познается не просто от чудес (ибо и язычники, и еретики могут творить чудеса с помощью диавола), но от Истинной Православной веры, от тщательного хранения Божественных догматов и от соблюдения всех Апостольских и соборных правил и преданий Православной Церкви, и от непорочного жительства по всем евангельским и отеческим заповедям» .
Попытка разложения Церкви изнутри проявилась и в области трансформации святцев, куда стали заносится имена новых святых, ранее не известных Церкви и не отвечающих критериям православной святости. Особенно наглядно это видно на примере Элладской Церкви, которая в 1988 году в связи с 160-й годовщиной греческого народного восстания приняла решение считать новомучениками всех христиан, погибших во время политических нестроений, в частности в восстании 1821 года.
Таким образом греки изменили понятия мученика за веру Христову, приравняв к нему героя нации, пострадавшего за интересы своего народа. Первый – «ἁγιομάρτυρας» – это человек, засвидетельствовавший свою верность ВЕРЕ, тогда он АГИО-мартирас, т.е. СВЯТОЙ МУЧЕНИК ВЕРЫ.
Второй – «ἐθνομάρτυρας» – это человек, засвидетельствовавший свою вер-ность НАРОДУ, тогда он ЭТНО-мартирас, т.е. ГЕРОЙ НАРОДНЫЙ.
Но по своей сути это совершенно разные виды подвига: один – за Христа, за веру, имеющий вневременной характер и венчающийся венцом святости; второй – исторический, народный, могущий иметь некую политическую окраску.
Эта тенденция нашла свое отражение и в церковной жизни современной России. Здесь также появилось два вида мучеников:
1) «святые мученики Веры» (ἁγιομάρτυρας), которых особенного много было на Руси во время большевистского гонения на Церковь Христову. Они прославлены Русской Зарубежной Церковью в 1981 году как Со-бор Новомучеников и Исповедников Российских от безбожников избиенных.
2) «мученики-герои Отечества» (ἐθνομάρτυρας) – воины-защитники, на полях брани жизни свои положившие за свою Родину, от ран и глада скончавшиеся, в пленении и горьких работах невинно умученные и убиенные от иноплеменников за все периоды истории Русской Нации. Включая также жертвы большевистского, красного террора, гулагов, сталинских «чисток» и всех погибших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Если привести примеры последнего вида мучеников, то хорошим свидетельством являются воины-мученики, на Куликовом поле живот свой поло-жившие 8 сентября 1380 года, и 85 воинов-мучеников Чердынских (в битве у деревни Кондратьева слобода), в 1547 году от набега ногайских татар убиенных. Сейчас идет попытка смешения понятий святости за Христа пострадавших и народных героев. При этом сюда нередко примешиваются политические и другие конъюнктурные интересы. Безусловно, великие и славные деяния для нашей родины совершили, к примеру, Иван Грозный, Суворов, Ушаков и др., но возводить их только за это в чин Божиих Святых нет оснований. Историческая личность и святость это вещи разные. И мы должны здесь от-стоять чистоту православного вероучения.
Как пишет свмч. Иосиф (Петровых), «Святые Божіи — это сама „живая жизнь», полная назиданія, поощренія и утѣшенія намъ, изнемогающимъ въ борьбѣ съ жизнію, ея испытаніями и искушеніями. Не у Святыхъ ли, побѣдо-носно прошедшихъ эти испытанія, учиться намъ жизни?» . Жизненный путь святого – это путь спасения и достижения святости. Это пример подражания для каждого человека, желающего достичь Царства Небесного.
Преп. Симеон Новый Богослов говорит, что «…святые, приходящие из рода в род через делание заповедей Божиих, сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем, получая благодать Божию по причастию, и становятся словно некоей золотой цепью, в которой каждый из них – отдельное звено, соединяющееся с предыдущим через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь, которая не может быть легко разорвана» . Надо помнить, что не люди делают усопшего святым, канонизируя его решением собора, но Сам Бог прославляет Своего угодника вне зависимости от человеческих решений, которые могут только подтвердить уже свершившееся на Небесах.
По этим причина нами и был произведен тщательный анализ месяцеслова, на предмет соответствия помещенных в него имен церковной исторической достоверности и критериям православной святости.
Кроме того, в календаре представлены тропари и кондаки святым дня и церковных праздников. Переведены с греческого и представлены в приложении ряд тропарей и кондаков, которые ранее не звучали на русском языке и впервые публикуются для общецерковного пользования.
В календаре представлена Пасхалия пятнадцатого Великого индиктиона с 1941 по 2472 гг. Таблица составлена “на основѣ труда Свято-Троицкой Сер-гіевой Лавры iеромонаха Іоакима «Полный церковно-хронологическій циклъ временъ и лѣтъ, вѣчно неисходимой и неизмѣняемой православной пасхаліи въ лицахъ. Съ приложеніемъ вѣчныхъ вруцѣлѣтника и мѣсяцелунника» (М. 1880). Нѣкоторые дополненiя заимствованы из труда епископа Жичскаго Хризостома (Столича) «Православни светачник. Месецослов светих» (Београд 1989. Т. 2.). Также использованъ трудъ спецiалиста М. Лалоша «Времясчис-леніе христіанскаго и языческаго міра» (Изд. 2-е. СПб. 1867). И является уни-кальным в своем роде трудом. Пользуясь им можно определить не только дату Пасхи по новому и старому стилю указанного 500-летнего периода, но также узнать даты иудейской пасхи и много другой полезной информации.
В календаре, кроме того, представлено краткое изъяснение памятных дней передвижного триодного периода, отмечаемых церковью, изъясняются также главные события постной и цветной триоди. Даны с пояснениями передвижые праздники, зависящие от даты Пасхи. Указаны службы, зависящие от дня недели и месяца.
Полезным для пользователей календаря может оказаться и список святых, внесенных в месяцеслов РПЦЗ за период 1964-2019 гг. До сегодняшнего дня такой выверенный список нам еще не встречался.
В календаре мы публикуем также месяцеслов местночтимых святых православного запада, допущенный к почитанию в европейских епархиях Русской Зарубежной Церковью. Показаны история и причины возникновения такого списка.
Отдельным списком опубликованы избранные тропари и кондаки прославленных РПЦЗ святых.
Приведен указатель церковно-богослужебных чтений Апостола и Евангелия, а также составленный еще до 1917 года алфавитный список русских святых с указанием дней чествования и значения их имен.
В календаре опубликован ряд соборных указов РПЦЗ, касающихся церковной богослужебной практики.
Опубликовано Положение о РПЦЗ, ее уставные правила.
Показана история развития РПЦЗ с 2000 года по настоящее время.
Таким образом, представляемый вам церковный календарь несет в себе не только богослужебную информацию на 2021 год, но и содержит много нового, оригинального и полезного материала, столь необходимого каждому православному читателю.
Редакция
Объем календаря 372 с. Размер А 4. Стоимость (по себестоимости) — 650,
плюс почтовые расходы. Заказать можно послав заявку в личку вл. Зосиме.