Сущность христианства – это живая молитва человека к живому Богу, прямое Богобщение внутри своего сердца. Глубина Богообщения зависит от чистоты сердца человека, его смирения, веры, но всегда, подчеркну, это живая встреча с живым Богом. Господь хочет «…чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Все дело за самим человеком, ибо «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), по вере и устремленности его к Богу. Но если «…ты ни холоден ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих», – говорит Господь (Откр. 3, 15-16).
И в другом месте: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель. Не дам славы Моей иному» (Ис. 42,8). «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6,24). То есть войти в полноту Богообщения человек может только целиком предавшись своему Творцу.
В последнее время новый вид искушения постиг современных христиан – искушение гаджетами и виртуальным пространством. С одной стороны, возможности получения необходимой информации и система коммуникации безгранично расширились. Открылся широкий доступ к православной литературе, лекциям по богословию, духовным проповедям, редким фото- и видеодокументам. С другой стороны, огромный поток недостоверной и просто лживой информации, фейков, клеветы, оккультной пропаганды обрушился на пользователей интернета.
Кроме того, у большинства людей появилась настоящая интернет-зависимость. Говоря образно, они «подсели на информационную иглу». У них выработалась привычка и неутолимая потребность перманентно получать хоть какую-то новую информацию. Без постоянной внешней «подкачки новостей» пользователи гаджетов чувствуют себя внутренне дискомфортно, тоскливо, уныло, стремясь чем угодно заполнять образующуюся душевную пустоту.
Как показывают многочисленные научные исследования, гигантский информационный вал, обрушивающийся на человеческий мозг, делает его неспособным к полноценной переработке получаемых данных, ведет к формированию поверхностного, мозаично-клипового мышления, к потере способности концентрации внимания, ухудшению памяти. Человек начинает мыслить и жить поверхностными ощущениями и суждениями, не вникая в суть происходящих явлений, и становится удобным объектом манипуляции его сознанием.
В связи с этим появилась новая опасность сатанинского искушения – «виртуальное христианство». Православный человек, привыкая к гадже-там по благовидной причине поиска «интересной, христианской информации», начинает втягиваться и часто «зависать» в бесплодных спорах со своими оппонентами, обмениваясь «добытыми» новостями. Таким образом, он отдаляется от реального Богообщения и живой памяти о Боге, уходя в искусственный виртуальный мир. Мир, который в Боге не существует, но который искусно функционирует по программам его создателей, основанных на страстях падшего человеческого существа. Виртуальная реальность, созданная падшим естеством, по своей сути враждебна Богу!
Главная заповедь аскетики – постоянная память о Боге, которая яв-ляется необходимым деланием для спасения души, нарушается кардинальным образом. Ее замещает новостная информация, постоянно меняющаяся и полностью овладевающая вниманием и сознанием индивидуума. Молитва становится внешней и поверхностной. Ибо «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). А сердце человека, его чувства, переживания, мысли наполняются из виртуальных источников, чуждых Божественной жизни. Таким образом, по словам святых отцов, «околосердечный воздух» (в психологии это часто называют подсознанием) перегружен страстными мыслями и чувствами, которые препятствуют чистой молитве и «памятовании о Боге». Не испытывая духовного удовлетворения от поверхностной молитвы и чтения слова Божия, христианин старается быстрее закончить молитвенный труд и скорее снова припасть к виртуальному наркотику. Дело доходит до того, что даже мать, кормящая грудного младенца, не выпускает пресловутого гаджета из рук.
В результате такого бедственного состояния, вера человека охладевает, страсти усиливаются, потребность как в частной, так и соборной мо-литве ослабевает. Христианин уже не испытывает нужды в исповеди, причастии. Он духовно охладел. Он стал «виртуальным христианином». Его уже больше привлекает общение в интернете, пустые споры, обличения, слухи и сплетни о жизни духовных лиц. Причем сомнительные сведения, найденные в виртуальном пространстве, становятся для него более значимыми, чем многолетний личный опыт общения с духовником! Это духовно и психологически понятно. Чем ежедневно живет человек, то и имеет больший вес в его сознании. Если пёстрая виртуальная среда стала сутью жизни «виртуального христианина», то и виртуальный ее авторитет по своей значимости и определяет поврежденное сознание, мотивы и поступки данного индивидуума.
Кроме того, безудержно распространяемая в интернете клевета и негативная информация естественно низводит ее пристрастных потребителей к позиции подозрительности, недоверия, отрицания истины, а затем к цинизму, всеобщему неверию и утрате авторитетов как таковых. Человек начинает метаться от мнения к мнению, он ни в чем не устойчив и становится удобным объектом для манипуляции. Духовная жизнь такого христианина все более и более ослабевает, живое Богообщение прекращается, подверженность демоническому воздействию все более усиливается, и православным он остается теперь лишь условно, только по названию и форме исполнения некоторых религиозных ритуалов.
Естественно возникает вопрос, что делать в такой ситуации? Вообще отказаться от использования гаджетов? Или просто следует усилить контроль над временем их использования и областью применения? Давайте рассуждать вместе.
Для монашествующих и мирян, стремящихся к духовному совершен-ствованию, наверно, будет лучше отказаться от гаджетов полностью. Кроме искушения, они ничего им не принесут. Святые в прошлые времена бежали от людей и суеты житейской в леса и пустыни, чтобы именно там стяжать непрестанное Богообщение. «И был к нему глас, говорящий: «Арсений! бегай от людей, – и спасешься» (Древний патерик, гл.3).
Для людей, по послушанию ведущих миссионерскую, научную и просветительскую работу, наверно, возможно использование гаджетов, но в строго определенном направлении, необходимом для их деятельности.
Вредно втягиваться и увязать в бесконечных беседах, виртуальных прениях в сети, убеждая в прописных истинах и «спасая» кого-либо. Люди там часто спорят ради самого процесса словопрения, возвышения самомнения, удовлетворения гордыни, при этом не стесняются (из-за безнаказанности) в свободе выражений и даже оскорблений своих оппонентов. «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1, 1). Это богодухновенное выражение пророка Давида должно стать нашим руководством к любому виду деятельности. Если кто спросит, то с любовью и смирением сказать, а если кто спорит – лучше удалиться. Главное – это сохранять свой внутренний духовный мир, молитвенное устроение и живое Богообщение. Особенно важно непосредственно участвовать в литургической жизни, исповедоваться, причащаться, пока есть такая возможность.
«Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1), – говорит апостол Павел. Самое многознающее существо – это диавол, но он «отец лжи», эгоист, клеветник и обманщик. Современному человеку свойственно усиление рационального мышления и недоразвитие позитивной чувственной сферы. Компьютеризация и цифровизация нашего социума еще более усиливают этот процесс. Человек все более становится индивидуалистом и эгоистом (уподобляясь в этом лукавому), необходимость личного непосредственного общения со своими ближними уходит в прошлое. Его больше занимает виртуальное общение, где он может свободно проявлять свои негативные качества и страстность. И в этом искусственном мире уже нет места Богу и христианской соборности.
Осознавая это, верный православный христианин должен держаться литургической жизни, духа соборности, деятельной любви к Богу и ближ-ним, сознательно преодолевая возникающие пред ним искушения. Дей-ствуя по слову Божию: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да спо-добитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 36).
+Епископ Зосима( Мороз)