Святитель Филарет (Вознесенский). День памяти св.прав. Иоанна Кронштадтского


Когда мы знакомимся с житием св. праведного Иоанна Кронштадтскаго, мы видим поначалу, что он свой жизненный путь начал так, как многие и многие из пастырей Церкви его начинают. Родился в бедной семье скромного псаломщика, испытал бедность и нужду и, наконец, принял на себя священный сан пресвитера, священника, и началась его работа на Божией ниве. В чем же разгадка? Каким образом он, начавший свою жизнь, как обычно начинает пастырь Церкви, из себя сделал такого гиганта духовного, колосса духовной жизни, каких мало было не только у нас на Руси, но и вообще во всей Вселенской Церкви.

Нужно помнить, как труден был его подвиг! Великие наши праведники: преподобный Сергий, преподобный Серафим и другие, они от мирского шума и суеты уходили, а вся жизнь, все пастырство о. Иоанна прошло на людях, среди народных масс.

Но сам он указал, в чем тут разгадка, каков был его путь. Начавши его скромным служением, рядовым священником в Кронштадтском соборе, он все свое внимание и силы устремил на то, что именуется у нас «внутренним человеком». Он сам говорил впоследствии, что он решил твердо, с первого дня своего пастырства, все время наблюдать за самим собой, все время углубляться в самого себя, все время самого себя контролировать. Так проверяя, он старался пресекать всякие грешные желания, всякие побуждения к греху, как только он заметит их в своей душе.

Тут мы сразу видим, насколько он не похож на нас, многогрешных. Какие только грехи, какие только соблазны не хозяйничают в нашей грешной душе!.. Насколько бессильны и слабы мы оказываемся, когда нужно одолеть грех, потому что вовремя за борьбу с ним не взялись, и когда он уже овладел душой, тогда слишком трудно его переломить и изгнать из души… А вот о. Иоанн, он как только замечал в себе греховные движения, ибо они и у него были, он был человек, как и мы, он сейчас же останавливал их и вступал в жестокую борьбу с врагом-искусителем. А враг сразу заметил, что перед ним совсем необычный служитель престола и стал на него нападать так, что это другие видели. Один из тех служителей Церкви, который часто и много с о. Иоанном служил вместе в начале его служения, говорил: «Сколько раз я видел, как о. Иоанна враг связывал во время служения: во время молитвы, потемнеет его лицо, остановится он, недвижимо стоит, видно, что в нем страшная борьба происходит. Но призовет Имя Господне, – весь просветлеет, стряхнет с себя вражий туман и бодро и радостно идет, в благодати Божией, совершать свое служение. И вот, ведя такую борьбу и с своими греховными побуждениями, и с врагом нашего спасения, о. Иоанн стал быстро вырастать духовно.

И был момент, с которого он превратился в чудотворца, сначала Кронштадтскаго, а потом и всероссийского. Знаем мы, как его известность перешагнула за пределы России, потому что, буквально со всех концов земного шара неслись к нему просьбы о том, чтобы он помолился своей могучей дерзновенной молитвой у страшного престола Господа Славы. Много было у нас на Земле Русской, великих праведников, которые творили много чудес, но такое море чудес, неисчислимое, не поддающееся учету, какое окружало о. Иоанна во вторую половину его пастырской жизни, это было единственное явление! Недаром, говорили его почитатели и чада духовные, что им это напоминает евангельские времена. Как вокруг Спасителя творились чудеса, так и вокруг Его верного служителя был непрестанный поток чудес!

Вот, такого молитвенника и чудотворца послал Господь русскому народу перед самой годиной его лихолетия. Предупреждал о. Иоанн, бил в набат. В своих проповедях последних лет он все время об этом говорил. Говорил: «Русский народ, береги своего благочестивого и доброго царя. Убережешь – Россия долго будет еще сильна и славна на страх врагам и на радость друзьям. А если не убережешь, то и царя твоего убьют, и Россию, и тебя обесславят и самое имя твое отнимут у тебя!»

Как же страшно сбылось его предсказание… Не послушал русский народ великого пророка и прозорливца, которого Господь послал нашей Родине и нашему народу, и обрушилось на Россию то страшное горе, которое и по сию пору продолжается… Но верим мы в молитвенное заступничество нашего великого молитвенника! Никогда не отказывал никому о. Иоанн в своей пастырской молитве, когда он жил на земле. Теперь, когда он у страшного престола Господа Славы, во Славе предстоит с великими угодниками Божьими, конечно, он нас не забыл и не забыл нашу несчастную Родину, и молится там своей пламенной молитвой. По его святой молитве, да пошлет Господь, наконец, нашему измучившемуся народу желанное избавление от всей этой беды, от этого лихолетия, от этого ига безбожников. Аминь.

——————————

Когда скончался в России всероссийский пастырь и молитвенник о. Иоанн Кронштадтский, то вскоре после его кончины один из духовных писателей написал: «Вот жил среди нас, ходил среди нас ангел. Жил, молился, освещал нас, чудотворил, спасал погибающих духовно людей. Пришел конец его земного жития, взмахнул крылами и воспарил к престолу Господа Славы, а мы остались здесь…»

В чем разгадка необыкновенной жизни о. Иоанна Кронштадтского? Жизни, которая так особо выделялась у нас на Руси в скорбные предреволюционные годы? Быть может самый точный ответ будет ссылка на слова другого великого наставника благочестия в Русской Земле – святителя Феофана Затворника, который когда-то писал в своих вдохновенных творениях: «Что такое христианская жизнь? Это (как он говорил) постоянное, благоговейное, радостно-трепетное хождение пред Лицом Божиим». Во всякой школе, когда ученики видят на себе наблюдающий взор своего наставника или когда они видят себя свободными, когда никого нет из старших, они совсем себя по-разному ведут. И человек-христианин, если он помнит о том, что сказал святитель Феофан, что христианство есть постоянное хождение пред живым Лицом Бога Живаго, то совсем его жизнь будет не та, какая идет обыкновенно у людей о Боге фактически непомнящих.

Так, пред Лицом Божиим постоянно ходил о. Иоанн Кронштадтский. Он и сам писал в своем Дневнике, в числе своих наставлений: «Ходи постоянно пред Лицом Божиим. Помни, что на тебя всегда взирают Очи, видящие все твое сокровенное, Очи, которые видят всюду и везде – все злое и благое». Так о. Иоанн и жил. Его жизнь, постоянное пребывание его с Богом, – она есть высокий пример для нас.

Никогда не следует думать: «Мы не можем жить как о. Иоанн». Когда-то преп. Серафим Саровский, когда ему кто-то говорил, что мы не можем жить как жили святые отцы, отвечал: «Нет! Решимости нет, а могли бы! Потому что Господь Иисус Христос всегда Тот же во веки. Кто постоянно находится в духовном единении с Ним и помнит о Нем, того всегда тащило на любой подвиг». Преп. Серафим ведь сам был образцом такого подвига, но по глубочайшему своему смирению, конечно, и не заикнулся о том, чтобы на себя указать, но русские верующие как раз тогда и видели пример вот такой благочестивой жизни, такого же постоянного хождения пред Богом.

И если бы наша верность не закрывалась, не пряталась за слова нашей немощи, а если бы свою немощь духовную как следует расправили, то тогда бы и мы могли бы, как о. Иоанн, постоянно пребывать с Богом. Вот в этом и есть разгадка той дивной жизни, которую провел здесь, среди людей на земле, о. Иоанн Кронштадтский. Был человек такой же, как и мы с вами, но вот это его выделило из всех, потому что он был весь в Боге, и Господь был с ним. А когда Господь с человеком, то тогда человеку становится все возможно, ибо если у нас, людей, много есть невозможного, то у Бога все возможно (Мф.19:26), как сказал Милосердный Господь. Аминь.

https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznesenskij/propovedi/6_8