Святитель Аверкий Таушев. Святое Православие, судьбы России и долг современной русской молодежи.

Наша русская молодежь – это наше будущее. От того, каким настроением она проникнется, какое мировоззрение себе усвоит, каким путем пойдет, зависит будущее русского народа, зависит судьба нашей родины России и даже еще больше – зависят судьбы всего мира, всего человечества, ибо, как теперь всем становится ясно, судьбы мира тесно связаны с судьбами России и русского народа. Легкомысленное пренебрежение основными жизненными вопросами русской молодежью, отказ от выработки правильного мировоззрения, ассимилирование с окружающей средой, в настоящее время более, чем когда-либо, есть преступление, несущее несомненную и безповоротную гибель не только России, но и всему человечеству. Если прежде можно было жить безпечно, не задаваясь никакими вопросами (как это, по крайней мере, казалось), то теперь время не таково. Каждый мало-мальски чуткий ко всему происходящему ныне в мире, понимает, что мы переживаем теперь время, совершенно исключительное, какого никогда еще не было в истории человечества. Мир поистине находится на краю страшной бездны, готовой поглотить его.

Можно ли при таких условиях жить безпечно, не задаваясь основными жизненными вопросами, не задумываясь о причинах, которыя привели человечество к такому катастрофическому состоянию?!

Нынешнее время, – все происходящия на наших глазах события необыкновенно поучительны. Они представляют собою целое откровение для тех, кто в современном бешенном «темпе» суеты и страстей еще не утратил окончательно духовного зрения. Знаменательныя события последних лет властно требуют от сознательно относящейся к жизни современной русской молодежи дать ответ на вышепоставленные нами вопросы. Для этого необходимо, прежде всего, отрешиться от ставших модными за последния десятилетия воззрений, навеянных западными безбожными социалистическими теориями, и понять, что все, происходящее в мире, движется отнюдь НЕ социальными, экономическими и политическими, причинами, как обыкновенно думают люди духовно непросвещенные, пропитанные всевозможными мнимо-научными идеями, а причинами чисто духовного свойства и порядка. Причины социального, экономического, политического характера могут быть разсматриваемы только, как производные, как вторичные факторы происходящего. Коренная же, основная причина, основной двигатель всего того, что в мире совершается, это – никогда, ни на один миг непрекращающаяся ожесточенная борьба князя мира сего диавола с Богом – стремление диавола, как противника Божия, разрушить дела Божии в мире и погубить человека, как венец Божия творения. Только с этой точки зрения мы и должны объяснять себе все, что происходит в жизни людей, как частной, так и семейной, общественной, политической: тогда все, что кажется иногда неясным, даже необъяснимым, станет вполне понятным. Боясь разоблачения своей губительной деятельности, диавол всячески старается маскироваться и даже совсем скрыть свое участие в жизни людей. Конечно, только этими его попытками и можно объяснить такое странное явление, как отрицание существования диавола людьми, которые говорят, что веруют в Бога. «В Бога я верую», нередко можно слышать теперь от многих, «ну а диавол это, конечно, только выдумка для устрашения людей невежественных». «Диавол – это понятие собирательное», можно слышать от других, «под «диаволом» надо понимать зло вообще». Маскируя себя, враг рода человеческого достиг того, что современные люди вместо того, чтобы говорить о нем серьезно, как о действительном первоисточнике всякого зла, всех бедствий и несчастий, постигающих человека, говорят о нем шутя и празднословя, с легкомысленной улыбкой. Можно ли бороться со злейшим врагом своим, не видя его, не замечая его? Можно ли избежать смертельной опасности, шутя над ней, не учитывая ея реальности? Вот и дошутились современные люди до того, что враг Божий стал фактическим господином положения в мире, полновластным распорядителем жизни современных людей. Еще одна уловка его, которую нельзя не принять во внимание: так она характерна для нашего времени. Немало можно встретить теперь людей, объявляющих себя верующими и даже «богословствующих», которые совершенно серьезно пытаются утверждать и доказывать, что злая деятельность диавола простирается только на личную, частную жизнь людей, но не касается жизни общественной, политической. Такие люди, несомненно, отдавшие себя во власть врага человеческого спасения, хитроумно рекомендуют сосредоточить все свое внимание только на своей личной духовной жизни, на своем личном духовном совершенствовании, как они любят выражаться, и не искать действия темных сил в окружающей нас жизни общественной и политической, то-есть, по существу, предоставить диаволу полную свободу действий в человеческом обществе.

Темныя силы, в лице возглавителей общественной и политической жизни людей, отдавшихся диаволу и ставших его покорными орудиями, исполнителями его губительных для людей адских предначертаний, маскируясь, подобно своему вдохновителю и повелителю диаволу, и выступая в роли «благодетелей» человечества, добились уже очень многого. В одной части человечества они вызвали кровавыя гонения на веру в Бога, выжигая все святое в душе человека как бы каленым железом, в другой – они искусно и систематически, путем создания соответствующей обстановки жизни, подходящих для этой цели жизненных условий, насадили индифферентизм и безбожие. Как результат всего этого – ужасающее падение нравственности, глубочайший духовный кризис. Ясныя предуказания этого духовного кризиса мы находим в Священном Писании, которое относит его к последним временам.

В самом деле: разве не о наших временах говорит св. ап. Павел в своем 2-ом послании к Тимофею: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкия. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы… (2Тим. 3, 1–4)? Какая это живая и яркая картина современной крайней развращенности, до которой, кажется, не доходили в такой мере прошлые века! Иначе и не относил бы Боговдохновенный писатель эту картину к последним временам. А вот и еще удивительно характерная черта современного духовного кризиса: …будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням (2Тим. 4, 3–4). Сколько мы видим в настоящее время всевозможных лжеучителей, за которыми идут только потому, что они льстят слуху! Отвергая истину Христова учения, они распространяют басни, сея ложь в умах и сердцах тех, кто, будучи водимы своими страстями, им доверяют. Здравое учение Православия представляется тяжким игом для людей, привыкших работать своим страстям, и они легко увлекаются обольстительным ветром разных сектантских измышлений, этим страстям потворствующих. В одной Америке, как свидетельствуют ея статистическия данныя за последния 15 лет, имеется свыше 500 религиозных сект, последователи которых ведут упорно-настойчивую пропаганду во всех частях света, с целью завлечения в свои сети возможно бóльшего количества адептов. Некоторыя секты, все еще продолжающия называть себя «христианскими», настолько далеко ушли от истинного христианства, что отвергают главнейшие догматы христианской веры. Главное же, что проповедуют все они, это – легкость спасения без всяких подвигов, именно то, что и привлекает к ним сердца всех малодушных, боящихся того подвижничества, к которому призывал всех желающих быть Его последователями, Сам Господь Иисус Христос, сказавший: Иже хощет по Мне идти, да отвержется Себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Марк. 8, 34).

Помимо лжеучений в области чисто-религиозной, мы видим за последнее время небывалое распространение всевозможных лжеучений, льстящих слуху и развращенному страстями сердцу человека, в области общественно-политической. Здесь мы видим лжеучения, пытающияся заменить собой христианство, якобы отжившее и неспособное благоустроить земную жизнь людей, сделав ее безбедной и счастливой. Последователи этих лжеучений с лютой ненавистью обрушиваются на христианство, обвиняя его во всех несчастьях, какия постигают человека в его земной жизни, и ведут с ним одни открыто и явно, другие скрыто и тайно, ожесточенную борьбу «не на жизнь, а на смерть». Вся современная общественно-политическая жизнь людей, официально иногда даже еще продолжающих именоваться «христианами», полна этой борьбы за полное искоренение веры Христовой из человеческих сердец. Со времен римских языческих императоров и Юлиана Отступника мы не видим такой упорной и систематической борьбы, какая ведется против христианства в настоящее время, под самыми благовидными, также льстящими испорченному сердцу человека, предлогами, и с удивительной планомерностью. Вся общественно-политическая жизнь людей в настоящее время сложилась так, что в ней нет места христианским принципам: каждый желающий исповедывать Христа, самой жизнью своею поставлен ныне в самыя неблагоприятныя для этого жизненныя условия, при которых только очень немногия лица, исключительного духовного героизма, в состоянии быть истинными христианами. Все же мало-мальски слабые духом принуждены на каждом шагу своей жизни отрекаться от Христа теоретически или практически. И с этой точки зрения, поистине можно сказать, что уже наступило то время, о котором пророчествовали древние отцы-подвижники, говорившие о «христианах последнего рода»: «придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми (то-есть устоят в верности Христу, несмотря на все эти искушения), будут больше нас и отцов наших» («Древний Патерик», стр. 5). Удивительно ли после всего этого, что при таком общем направлении современной человеческой жизни уже во всех частях света существуют люди, открыто исповедующие культ диавола и даже строящие диаволу храмы!

Все это результат действия тех темных сил, тех сил зла, о которых говорит в своем первом соборном послании возлюбленный ученик Христов св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, называя их: антихристы мнози (2, 18). Вспомним, что ведь и Сам Господь Иисус Христос предупреждал Своих учеников, а через них, конечно, и всех Своих последователей, о появлении в мире лжехристов и лжепророков (Матф. 24, 24). Вот эти-то «лжехристы» и «лжепророки», они же и «антихристы», в лице разных самозваных религиозных учителей, а также лжеучителей всякого рода, задавшихся подменить христианство другим учением, якобы способным облагодетельствовать человечество, в виду того, что христианство будто бы уже устарело или оказалось неспособно благоустроить и упорядочить жизнь людей, они-то и создали то ужасное, грозящее страшной мировой катастрофой, состояние, в котором ныне все человечество находится. И несмотря на это, они до сих пор держат массы людей в ослеплении, искусно внушая своим адептам, что причина всех современных зол и бедствий не в том, что они своими лжеучениями хотят вытеснить христианство, а в чем-то другом. Прекрасно разоблачает их св. Ап. Петр во 2-ой главе своего 2 соборного послания, называя их «лжепророками», «лжеучителями», «беззаконниками», «срамниками» и «осквернителями», «безводными источниками», «облаками» и «мглами, гонимыми бурею». Он говорит о них, что они введут пагубныя ереси, что многие последуют их разврату и что чрез них путь истины будет в поношении; что они из любостяжания будут уловлять православных христиан льстивыми словами, что они идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, что они, как безсловесныя животныя, злословят то, чего не понимают, что глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, что они прельщают неутвержденныя души, что сердце их приучено к любостяжанию, что они, произнося надутое пустословие, уловляют в плотския похоти и разврат, обещают свободу, будучи сами рабами тления. Мы видим, как все эти характеристики удивительно подходят ко всем, тем, кто отступил от чистой и безпримесной истины Христова учения, ко всем этим современным безчисленным сектантам и всем пропагандистам новых общественно-политических учений, игнорирующих христианство. Всех их, как развратителей и губителей человечества, св. Ап. Петр, со всей справедливостью, называет сынами проклятия (2Петр. 2, 14).

В сходных выражениях характеризует этих лжеучителей и св. Ап. Иуда, брат Господень, посвящая предостережению от них верующих почти целиком все свое соборное послание. Он называет их людьми нечестивыми, обращающими благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающимися единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа, мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокия власти. Он говорит о них, что они злословят то, чего не знают, что они идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, без страха утучняют себя. Метко характеризует св. Иуда их нравственное состояние, называя, их безводными облаками, носимыми ветром, осенними деревьями, безплодными, дважды умершими и исторгнутыми, свирепыми морскими волнами, пенящимися срамотами своими, звездами блуждающими, которым блюдется мрак тьмы на веки, ропотниками, ничем недовольными, поступающими по своим похотям нечестиво и беззаконно, уста которых произносят надутыя слова и которые оказывают лицеприятие для корысти. Подводя итог всему вышесказанному, св. Ап. Иуда говорит, что эти нечестивые лжеучители появляются во исполнение предсказанного Апостолами Господа нашего Иисуса Христа, предупреждавшими, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям и в заключение дает им окончательную характеристику, ясно объясняющую все их настроение и поведение: это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа, то есть водящиеся в своей жизни и деятельности только низшими силами души, какия есть отчасти и у животных, не руководящиеся в жизни своей высшими духовными силами, озаряемыми благодатными дарами Св. Духа (см. Соборное послание Иудино, ст. 4, 8, 10, 11, 12, 13, 16–19).

Конечно, на протяжении всей истории человечества появлялись люди и лжеучители, духовная настроенность, жизнь и поведение которых в той или иной мере отвечали этим характеристикам, но несомненно, что на христианской почве, вернее, среди общества, именующего себя «христианским», никогда еще не появлялось такого обилия лжеучений, вполне отвечающих апостольской характеристике, как в настоящее время. А главное: никогда еще эти лжеучители не имели такого успеха, как теперь, и не приобретали такого количества последователей, как в наше время. Ибо о нашем времени со всей справедливостью можно сказать, что большинство людей здравого учения Божественной истины не принимают, а по своим прихотям избирают себе всевозможных лжеучителей, людей душевных, не имеющих духа, которые льстили бы слуху и потворствовали бы низменным страстям современного человека, хотя и продолжающего еще иногда по традиции носить имя «христианина», но по существу давно уже отрекшегося от Христа.

Таковы результаты упорной, настойчиво и систематически ведшейся борьбы князя мира сего – диавола с Богом за душу человека! Человек вдумчивый, внимательно относящийся к происходящим в мире событиям, не только с точки зрения социологии, экономики и политики, не может не заметить, что особенно удушливая нравственная атмосфера в мире наступила после постигшего нашу родину Россию страшного кровавого бедствия, именуемого «революцией» и выбытия России из строя мировой жизни. Кончилась первая мировая война, подписан был народами «вечный мир», без участия обливавшейся кровью лучших своих сынов России, но мира в мире не чувствовалось: наступил период весьма тяжелого и мрачного состояния человечества, которое окрестили наименованием «кризиса».

Кризис этот давал себя чувствовать во всех областях жизни. В области религиозной повсюду бросалось в глаза крайнее охлаждение к вере, насмешливо-пренебрежительное отношение к верующим, как к «ханжам», а наряду с этим – всякия нездоровыя увлечения всевозможными суррогатами религии, вроде теософии, оккультизма, спиритизма. В целом ряде стран многие объявили себя не исповедующими никакой религии, причем это так и отмечалось в паспортах и других официально-выдаваемых государственными властями документах и удостоверениях личности. Основывались целыя общества «свободомыслящих», подчеркивавшия свое презрение ко всякой религии и пропагандировавшия всякого рода вольнодумство, свободу от «предразсудков». Православие даже в православных странах (не говоря уже о нашей несчастной Родине, где Православная Церковь подверглась лютому кровавому гонению) стало испытывать большия стеснения и ограничения: насильственно был введен кое-где новый стиль и навязывалась модернизация в западном протестантском духе, глубоко противная самому духу Православия. Духовенство, ревновавшее о подлинном Православии стало признаваться «отсталым», «некультурным», «враждебным прогрессу».

В области моральной кризис сказался в невероятно-стремительном упадке нравственности. Над честностью и порядочностью в обществе стали подсмеиваться как над чудачеством, тоже, как над признаком «отсталости от века». Заводились порядки, которые шли прямо вразрез с требованиями нравственности. Печаталась и распространялась самая пошлая и морально-грязная литература, причем зачастую даже прежния «непечатныя» слова и выражения стали безстыдно печататься. Повсюду стал водворяться самый открытый и циничный разврат. Разводы и незаконныя сожительства стали обычными явлениями, которыя никого уже не шокировали, как прежде. То, что еще совсем недавно считалось предосудительным и неприличным, стало нормальным явлением, «модой». На должное нравственное воспитание молодого поколения в учебных заведениях почти вовсе перестало обращаться внимание: во многих случаях воспитатели не только не воспитывали молодежь, а скорее развращали ее, и собственным дурным примером, а иногда даже и развиваемыми ими в беседах теориями о свободе «личной жизни» каждого человека и о его праве жить без всяких стеснений и ограничений, в свое удовольствие. Нам известны даже случаи самоубийств, под влиянием такой нравственно-угнетающей атмосферы, в которой просто задыхались еще неиспорченныя окончательно лица, впадавшия в отчаяние от окружающей их обстановки жизни.

Можно сказать, что напряженно-удушливая атмосфера, установившаяся во всем мире, после выбытия России, напоминала собой то удушье, которое всегда чувствуется перед грозой, а особенно перед ураганом: с этой точки зрения, вторая мировая война, со всеми ея неслыханными дотоле ужасами, явилась только естественным, неизбежным последствием создавшегося положения. И в нравственном мире, как в мире физическом, действуют свои непреложные законы, один из которых постоянно дающий себя чувствовать людям, это закон возмездия, прекрасно выраженный св. Ап. Павлом в изречении: Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Это страшное возмездие Божие и постигло человечество, в безумном ослеплении своем отступившее от Бога и задумавшее строить свою жизнь без Бога, вопреки спасительным законам своего Творца Бога.

Тесная связь этого так называемого «мирового кризиса», разрешившегося, наконец, в страшную мировую войну, с несчастьем, постигшим Россию, очевидна: судьбы мира самым тесным образом связаны с судьбами России, как оплота единой истинной, единой спасающей веры – веры Православной.

Не стало Православной России, – не стало и мира в мире, и все человечество, лишившись своего единственного верного оплота и ограды, находится теперь на краю гибели.

Без источника света на земле – без твердого оплота истинной веры, св. Православия, нет жизни людям; все покрывается мрачной и зловещей тьмой.

Но что такое Православие? Разве это не одно лишь из многих христианских исповеданий, имеющих равноценное достоинство и значение, как думают многие очень умные и очень интеллигентные люди нашего времени? Ныне часто приходится слышать не только от лиц, близко стоящих к церкви, но даже и от некоторых представителей православного духовенства, что разныя христианския исповедания это одно и то же христианство, только с разных точек зрения, и что это разнообразие христианских исповеданий явление скорее даже положительное, нежели отрицательное, ибо каждый может себе выбрать то исповедание, которое более придется ему «по вкусу». Высказывается мысль, что в распадении христианства на разныя исповедания все одинаково виновны и что полной истины ни в одном христианском исповедании нет, а надо всем христианам забыть «взаимные грехи», «взаимныя вины друг перед другом» и объединиться – устроить так называемое «соединение церквей», причем, конечно, само собой разумеется, что при таком «соединении церквей» каждое исповедание должно чем-то поступиться в пользу других. На такой точке зрения стоит, между прочим, весьма модное теперь так называемое «экуменическое движение», не всегда впрочем, так откровенно высказывающееся, из боязни отпугнуть от себя ревнителей Православия. Надо ли говорить о том, что такая «экуменическая проповедь» ведет лишь к весьма зловредному в делах веры индифферентизму – безразличию к истине, между тем как для христианина выше всего и дороже всего именно ИСТИНА, хождение в истине, как это особенно выразительно подчеркивает св. Ап. Иоанн Богослов в своем втором (ст. 1–4; 10–11) и третьем (ст. 3–4) соборных посланиях. Характерно, что именно такой Апостол, как св. Иоанн Богослов, недаром прозванный «Апостолом любви» за наиболее полное и возвышенно-одухотворенное раскрытие учения о христианской любви, неумолимо строг ко всем извратителям истины Христова учения. Кто приходит к вам в дом и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2Иоан. 1, 10–11). Не кажется ли удивительным после этого, что «экуменисты» хотят быть «любвеобильнее» самого «Апостола любви», возлюбленного ученика Христова, св. Иоанна Богослова?!

Для христианина дороже всего истина, а потому и единение для христианина дорого только то, которое в истине. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, говорит Сам Господь Иисус Христос: Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Иоан. 18, 37), и увещевает тех, кто желает веровать в Него, познать истину (Иоан. 8, 32), ибо вне этой истины нет свободы от греха, а следовательно нет и спасения. Поэтому не только неправильно, а даже преступно стремиться к какому бы то ни было единению с кем бы то ни было, поступаясь истиной. Вот почему и святые отцы Церкви, столь много и безкомпромиссно боровшиеся с еретиками, искажавшими истину Христова учения, говорят, что есть прекрасное разногласие, как есть и самое пагубное единомыслие. св. Григорий Богослов, столь много заботившийся о мире в Церкви, тем не менее говорит: «а некоторым лучше быть в раздоре, нежели в единомыслии» (Творения, ч. 2, стр. 189). Не единства самого по себе, как такового, должны мы добиваться, а единения в истине. ПРАВОСЛАВИЕ ЖЕ ЕСТЬ ИМЕННО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАКЪ ПОЛНОТА ХРИСТИАНСКОЙ ИСТИНЫ, в противоположность большим или меньшим отступлениям от истины, искажениям истины, каковы суть другия исповедания, именующия себя «христианскими», которыя, по словам великого праведника нашего времени о. Иоанна Кронштадтского, содержат истину в неправде (Рим. 1, 18), примешали суемудрие и ложь к истине («Мысли о Церкви», стр. 13). Поэтому «соединение церквей», проповедуемое «экуменическим движением» для нас неприемлемо, ибо это не есть единственно ценное и для всех истинных христиан вожделенное единение в истине, по образу единства Лиц Пресвятой Троицы, о котором молился Христос Спаситель в Своей первосвященнической молитве (Иоан. 17, 21), а единство достигаемое путем отказа от истины, путем уступок лжи.

Православие не явилось на свет, – как многие невежественные люди, не изучавшие добросовестно церковной истории, а судящие обо всем по-наслышке, думают, – в 11 веке, после так называемого «разделения церквей», а существовало и будет существовать всегда, как неизменное учение Господа Иисуса Христа и Его св. Апостолов, неповрежденно хранимое Церковью в Священном Писании и Священном Предании. Сам термин «Православие», по-гречески: «ортодоксиа», мы находим уже у христианских писателей 2-го века (между прочим, у св. Климента Александрийского), причем под этим понимается вера всей Церкви,в противоположность разномыслию еретиков («гетеродоксии»). Особенно же широкое распространение и употребление термин «Православие» получил в 4-ом веке в трудную для Церкви эпоху борьбы ея с еретиками-арианами. Исповедовавшие истинное, неповрежденное человеческими измышлениями, учение Церкви, в отличие от последователей ложного учения, еретиков, стали называться православными. И замечательно то, что сколько ересей потом ни появлялось, Православие всегда, в конце концов, торжествовало победу над ними, в память чего и установлен знаменательный и столь утешительный и радостный для всех ревнителей и поборников св. Православной веры праздник «Торжества Православия», доселе совершаемый нашей Церковью ежегодно в первый воскресный день Великого поста. Православие есть, таким образом, чистое и неповрежденное никакими извращениями лукавого человеческого ума, подлинное учение Христово о вере и благочестии, сохранившееся доныне в таком виде только в нашей восточной Церкви, которая, по всей справедливости, и носит потому доселе наименование «Православной». Для того, чтобы убедиться в истине и чистоте Христова учения, содержимого нашей св. Православной Церковью, надо серьезно углубиться во внимательное, а главное, безпристрастное изучение истории Церкви, а не судить обо всем поверхностно и «сплеча», с чужих слов, как это обыкновенно делают хвалящиеся своей «веротерпимостью» наши либеральные интеллигенты.

После падения Византийской империи, наша родина Россия стала единственным оплотом этой единой истинной, единой спасающей, св. Православной веры в мире. «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, в которой спаслось множество людей», говорил великий праведник и чудотворец наших дней о. Иоанн Кронштадтский («Живой колос», стр. 42). В течении ряда столетий все православные всех народов, начиная с самих восточных патриархов и кончая рядовыми верующими, с надеждой взирали на нашу родину Россию, как на Защитницу и Покровительницу Православия, вне пределов России жестоко притесняемого и гонимого иноверцами, и никогда не посрамлялись в своей надежде, ибо для русского человека тех времен, начиная с Царя и кончая простолюдином, ничего не было дороже св. Православной веры, за которую он жизнь свою готов был отдать. И все войны, которые вел русский народ, были священной борьбой «за веру Православную, за дом Пресвятой Богородицы», как именовала себя наша Родина Святая Русь, – несколько позднее: «за веру, царя и отечество», причем вера продолжала оставаться на первом месте, как ценность самая высокая, за которую следует прежде всего бороться и которую необходимо в первую очередь защищать от врага. Увы! иные лозунги мы слышим теперь от современных русских «патриотов», мнящих себя большими национальными деятелями, и горячо, по-видимому, ратующих о спасении России, об освобождении ея от страшного кровавого большевицкого плена. Они предпочитают молчать о св. Православной вере, в лучшем случае говорят о ней весьма сдержано, как бы чего-то стыдясь и между прочим, а главный их лозунг: «За Россию». Они призывают к возстановлению «Национальной России» и только! Они широко используют кажущиеся убедительными для наивных и поверхностных людей «демократические» лозунги о «свободе совести», «о свободе вероисповедания», «об отделении церкви от государства», о «веротерпимости». Православный христианин – не фанатик, готовый истреблять «огнем и мечом» последователей всех иных вероисповеданий, но, зная истину, он, конечно, не может стать на «экуменическую» и «демократическую» точку зрения равноценности, равнозначимости всех вероисповеданий. Это, однако, отнюдь не исключает полной его веротерпимости, в истинном значении этого слова, которой всегда в прошлом отличался русский человек. Вот, как прекрасно характеризует эту веротерпимость наш великий российский богослов и наставник благочестия епископ Феофан, Вышенский Затворник: «Истинная веротерпимость искренно любить и благоговейно чтить единую св. веру свою (то-есть: веру Православную), ревнует о чистоте и славе ея, радуется возвышению ея; но при этом дает место близ нея и другим верам, не потому, что считает их равночестными и спасительными, а по снисхождению к немощам заблуждающихся. Она не теснит, не гонит, не преследует; но вместе не упускает случая с любовью указывать заблуждение и предлагать свободному убеждению и совести выбор лучшего» (Слова на Господские и Богородичные дни, стр. 82). Всякое другое понимание веротерпимости есть, конечно, уже измена и даже, в какой-то мере, противление Божественной истине, принесенной на землю Самим воплотившимся Сыном Божиим, то-есть, в сущности то же Богоборчество, только не так явно и резко выраженное, как Богоборчество большевиков.

Вот именно то, что русский народ был самым многочисленным в мире православным народом, что он больше всего на свете любил свою православную веру и дорожил ею, как своим величайшим сокровищем, и, таким образом, являлся единственной крепкой и надежной опорой Православия и светочем его для других народов, это и послужило причиной той страшной злобы и ненависти, которой воспылали к нему все служители темных сил, антихристи мнози, ибо понятно, что такой русский народ стоял «на пути» в осуществлении их адского плана порабощения всего человечества сатане и воцарению Антихриста.

И Россия, хранительница и покровительница Православия, была приговорена к уничтожению. Самое имя ея, ненавистное темным силам, должно было быть стерто с лица земли.

Упорно и настойчиво, с необычайной энергией, напряженно велась эта подрывная работа «темных сил» для уничтожения России, причем главное внимание в этой работе естественно обращалось на воспитание молодого поколения в чуждом св. Православию духе. Все, что было связано со св. Православием, что исходило от Церкви, вековой воспитательницы русского народа, искусно и тонко подвергалось критике и высмеивалось. Подвергались насмешкам все высокие христианские принципы жизни, христианская мораль объявлялась отжившей и ненужной, мешавшей жить «в свое удовольствие». Внушалась «свобода от всяких условностей», «научно» доказывалась допустимость и законность служения всем греховным страстям. Все свое родное, исконно православное, русское хулилось, а чужое, иностранное превозносилось, как самое передовое, высоко-культурное, достойное заимствования и подражания. Это для того, чтобы безболезненно пересадить на русскую почву развращающие душу человека, исполненные смертоносного яда плоды эпохи так называемого «Возрождения», провозгласившей культ человека, взбунтовавшегося против Бога и решившего самого себя поставить на место Бога. После такой предварительной подготовки было уже легко привить обезумевшим русским людям, забывшим свое звание, Бого- и человеконенавистническия теории социализма, анархизма и коммунизма. В результате, – почти поголовное беснование русского народа, отступившего от Бога, вылившееся в страшную, безпримерную в истории кровавую революцию 1917 года, и ужасы большевизма, продолжающиеся уже 33 года. Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), и русский народ, изменивший Богу, не устоявший на высоте своего призвания, давший себя прельстить служителям сатаны, должен был, по неумолимому закону возмездия, понести эту тяжкую кару!

Что же оказалось в результате всего этого?

Крушение, постигшее Россию, нарушило равновесие и мир во всем мире. Но и само Православие не только в порабощенной богоборцами-большевиками России, а и в других странах, среди других народов оказалось под серьезной угрозой. Не в одной только России возникло течение, грозившее подточить сами основы Православия и вылившееся в формы так называемой «живой церкви». Эти тлетворныя идеи «живизма» широко распространились и во всех других поместных православных церквах, до сего времени претендуя на господство. Эти идеи и сродныя им модернистския стремления и тенденции, направленныя к тому, чтобы лишить Православие того, что составляет самое коренное его начало – дух аскетизма, отрешенности от мира, во зле лежащего – начали энергично проводиться в жизнь во всех поместных церквах на православном Востоке сейчас же, как только рухнула Россия – оплот Православия. Стали созываться «всеправославные конгрессы» и «предсоборныя конференции», на которых инициаторы их пытались провести реформы, имевшия целью модернизовать Православную Церковь, путем отмены якобы устаревших канонических правил. Характерно, что «устаревшими» признавались как раз те каноническия правила, которыя наиболее полно и ярко выражают собой подлинный дух Православия, как, напр., правила о безбрачии епископов, о запрещении второго брака клирикам, о монашестве, о посте, об обязательном ношении духовенством особой одежды, о неприличии светских увеселений и развлечений. В целом ряде поместных православных церквей был введен новый стиль. Это вызвало смуты и волнения среди верующего народа, поколебав в нем доверие к духовенству, что, конечно, послужило отнюдь не на пользу Церкви. Омирщение же не только внешнего облика, но и неизбежно с этим связанной внутренней настроенности православных священнослужителей, ширится все больше и больше, окончательно лишая православное духовенство всякого уважения и авторитета в глазах верующих. Ныне все чаще и чаще мы видим, как не только священники, но даже и епископы Православной Церкви, не одним внешним своим видом, но и всем своим поведением и настроением стремятся походить на мирян, сливаясь, таким образом, вполне с миром сим, во зле лежащим, вместо того, чтобы возвышаться над ним, давая пастве своей пример подвига борьбы со страстьми и похотьми, в чем именно состоит сущность подлинного христианства (см. Галат. 5, 24). На наших глазах соль обуевает, и свет, который должен светить миру, превращается в тьму. Чего же ждать от рядовых верующих мирян, которые, не видя доброго примера христианской жизни в своих пастырях, сами все больше и больше морально опускаются, оставаясь христианами только по имени? И надо подчеркнуть, что это религиозно-нравственное разложение идет сверху, поскольку назначение носителей высшей церковной власти почти всюду зависит от современных светских властителей, в той или иной мере связанных с служителями темных сил, теми антихристами многими, которые фактически руководят уже современной общественной и политической жизнью и давно уже, не без успеха, пытаются установить свой контроль над Церковью.

В этом же, между прочим, основная внутренняя причина всех печальных разделений и расколов в нашей Русской Зарубежной Церкви.

Антихристи мнози, искусно играя на человеческих страстях, вызвали разделения в единой по началу Русской Зарубежной Церкви, а в последнее время повели против нея даже целую кампанию, оспаривая за ней само право на существование. Как в свое время диавол пользовался в своих целях текстами из Священного Писания, искушая Господа Иисуса Христа, а затем и Его последователей, христианских подвижников, так теперь он пользуется каноническими правилами Православной Церкви для того, чтобы сокрушить не желающую ему покориться Русскую Зарубежную Церковь! И мы нисколько не удивимся, если в этом он рано или поздно успеет, ибо наступает его время и область тьмы. Сейчас только в советской России верующие ушли в катакомбы, спасаясь от официальной «православной церкви», по существу отрекшейся от Христа и служащей антихристу, а тогда и повсюду, во всем мире, верующие должны будут уйти в катакомбы, порвать всякое общение с официальной «православной церковью», в которой останется только одна видимость Церкви Христовой. Об этих временах, основываясь на пророчествах древних отцов Церкви, замечательно сильно предрекает наш великий богослов и наставник духовной жизни епископ Феофан Вышенский Затворник, говоря, что тогда «хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление истинное»(Толк. 2 посл. к Солун., стр. 492). Уже и сейчас признаки такого отступления налицо!

Не надо этим смущаться. Это – попущение Божие, о котором мы давно уже предупреждены Евангелием и Апостольскими посланиями. Но надо в эти наступающия страшныя времена позаботиться о том, чтобы сохранить верность Христу Спасителю и Его истинной Церкви. По долгу любви христианской, каждый из нас обязан и всем окружающим открывать глаза на истинное положение вещей, чтобы и им помочь соблюсти верность Христу в эти страшные дни всеобщего отступления. «Не жди благоустройства в общем церковном составе», говорит старец Исаия другому великому наставнику духовной жизни, также много писавшему о колебании здания Церкви темными силами, епископу Игнатию (Брянчанинову): «а будь доволен тем, что представлено в частности спасаться людям, желающим спастись».

Все это написано не для того, чтобы, под влиянием мрачных мыслей, предаваться малодушию и опускать руки. Отнюдь нет! Ни на один миг не должны мы забывать торжественно-бодрящия слова нашего Спасителя и Господа, обращенныя к Его ученикам, а через них и ко всем нам, на Тайной Вечери: Дерзайте, яко Аз победих мир! (Иоан. 16, 33). Итак, несмотря на временное торжество темных сил, конечная победа – за нами. Но, само собой разумеется – в том только случае, если мы сохраним до конца верность нашему Спасителю и Господу. И к этой-то верности мы и зовем нашу современную русскую молодежь.

Сознать всю важность и ответственность переживаемых грозных событий, найти себе достойное великого прошлого нашего народа место в мире, не ассимилируясь с окружающей безбожной средой, с любовью изучать историю нашей Родины, как хранительницы Православия, всячески беречь себя от порабощения темным силам, сгубившим нашу Родину и открывать глаза всем иностранцам на истинное положение вещей, то-есть быть Апостолами Православия в той среде иноверцев, где приходится нам жить – вот каков священный долг современной русской молодежи! И помнить при этом, что главной задачей работы над собой должна быть выработка правильного православного мировоззрения, которое должно стать руководящим началом всей жизни. Это православное мировоззрение у русского человека непременно будет и русским национальным, ибо Россия строилась и жила всегда идеалами православными. Не подходят нам никакия заимствования с Запада, на которыя все еще падки несчастные, сбитые с толку русские люди: рабское подражание Западу привело нашу Родину к страшной катастрофе. У нея, как справедливо говорит поэт, «особенная стать». Эта «особенная стать» – в особенном призвании России, данном ей от Бога – быть в Новом Завете «Новым Израилем», новым избранным народом Божиим, носителем и хранителем единой истинной, единой спасающей веры – веры Православной. Разоблачая злобную клевету служителей темных сил на прежнюю Россию, мы должны постоянно во всеуслышание свидетельствовать об этом призвании России, и указывать на то, что без Православной России, без Святой Руси, хранительницы и покровительницы Православия, весь мир ожидает неминуемая погибель, и что только возстановление Православной России (а не только «национальной») может еще отсрочить наступление последних страшных времен Антихриста и кончины мира.Cdznjt