Святитель Аверкий Таушев. Готовимся ли мы к Великому Посту?

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..»

Милостью Божиею, вновь вступаем мы в подготовительные недели к Великому Посту. Как прекрасны эти подготовительные недели! Какое богатство назидания дают они нам! И как плодотворно проводили бы мы спасительное поприще Великого Поста, если бы мы по-настоящему усвоили себе это богатство и надлежащим образом пользовались бы им.

Весь Богослужебный год нашей св. Православной Церкви, со всеми его праздниками, священными воспоминаниями, чествованиями памяти святых угодников Божиих и постами, исполнен необычайного богатства назидания и являет собою подлинную таинственную жизнь Церкви в лицах и событиях. И только тот может почитаться живым членом Церкви, кто духом своим принимает живое участие в этой жизни Церкви, кто живет жизнью Церкви — кто переживает все то, что св. Церковь предлагает ему в течение своего Богослужебного года переживать и кто старается все это богатство назидания усвоить.

Но в особенности это так в отношении Великого Поста и четырех (трех седмиц и четырех воскресных дней) предшествующих ему так называемых подготовительных недель. Ведь время Великого Поста это — время покаяния, а в чем мы, грешные люди, больше всего нуждаемся, как не в покаянии. Вот почему Великий Пост с его Богослужебными чтениями и песнопениями особенно сильно и глубоко затрагивает наши сердца, если только они не окончательно еще окаменели, если они еще не потеряли способность к покаянию, если еще доступно нам, хотя бы в самой малой степени, то возвышеннейшее и прекраснейшее из духовных чувствований и переживаний, которое св. Церковь называет умилением.

Но горе нам, если в нас ничего этого уже нет, ибо это явный признак постигшей нас духовной смерти,которая гораздо страшнее смерти телесной. Только чудо Божией милости может опять воскресить душу умершую грехами.

И вот потому-то св. Церковь перед наступлением Великого Поста и озабочена тем, чтобы сильными, яркими образами, назидательными трогающими душу представлениями и воспоминаниями оживитьнаши души, расшевелить наше дремлющее сознание, пробудить от сна греховного, возставить от одра смерти и сделать нас бодрыми и живыми членами своими — послушными сынами и дщерями, с любовью внемлющими наставительному гласу своей Матери-Церкви.

Все ли мы, православные русские люди заграницей, в настоящее время живем жизнью нашей Матери-Церкви, все ли мы впитываем в себя ее дивные спасительные наставления, все ли мы переживаем и усваиваем то великое духовное богатство назидания, которое она нам предлагает? А в частности и в особенности: все ли мы готовимся, как это надлежит по замыслу св. Церкви, к Великому Посту, и все ли мы потом проводим Великий Пост так, как это следует делать живым членам Церкви?

Увы! Много всяких препятствий для этого в чужеземных странах, далеких от истинной Христовой веры, в которых мы живем. Многие из нас не в состоянии даже регулярно бывать у Богослужения, не только в дни будничные, а иногда и в праздничные — из-за отсутствия храма или священника или по роду своей работы или занятия, коим снискивается пропитание.

Но что сказать о тех, православных русских людях, которые и храм имеют и располагают всеми необходимыми возможностями для того, чтобы жить всей полнотой церковной жизни, быть живыми членами Церкви и, однако, не пользуются всем этим, а живут, как какие-то иноверцы или язычники? Могут ли они иметь какое-нибудь оправдание? И не сделались ли такие действительно живыми трупами?

И в самом деле: разве могут почитаться живыми членами Церкви Христовой те православные русские люди, которые не посещают регулярно всех воскресных и праздничных Богослужений в своем храме, хотя имеют к тому полную возможность? разве могут считать себя православными христианами и претендовать на то, чтобы и другие считали их таковыми, те русские люди, которые, вместо того, чтобы пойти в храм Божий к Богослужению, устраивают в часы Богослужений какие бы то ни было своисобственные собрания?

И разве не явно-враждебный вызов своей Матери-Церкви, отсекая себя этим от Нее, делают те несчастные заблудившиеся русские люди, которые дивную красоту и ни с чем несравнимую возвышенность и назидательность нашего православного Богослужения меняют на разного рода развлечения и увеселения? Эти несчастные, духовно растлевающие нашу молодежь устройством подобных развлечений и увеселений (всегда имеющих в себе в той или иной дозе элемент безнравственности) в дни и часы церковных Богослужений или в периоды постов, установленных Церковью, отбившиеся от Церкви люди даже знать не хотят, что к ним относится страшное прещение Христово: «Горе мiру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез котораго соблазн приходит… кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, еслибы повысили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мате. 18, 7 и 6).

Нет! Самое меньшее, что требуется от желающего не напрасно носить имя православного христианина, без чего нечего и говорить о том, чтобы быть живым членом Христовой Церкви, это регулярное и неопустительное посещение всех воскресных и праздничных церковных Богослужений.

И вот, готовя нас к наступлению Великого Поста, св. Церковь уже за три седмицы до его наступления, в течение четырех воскресных дней, вводит в обычное воскресное Богослужение особые чтения и умиляющие душу песнопения, которые должны постепенно, исподволь расположить нас к достодолжному покаянному настроению, дабы не безплодным прошло для нас время Великого Поста.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..» — вот основной мотив всей этой чрезвычайно-мудрой и глубокой психологически подготовки. Евангельские притчи и речи Господа, читаемые за Божественной литургией, и все остальные дополнительные чтения и песнопения, заимствуемые из особой Богослужебной книги, именуемой Триоди Постной, находятся в полной внутренней гармонии с этим воплем кающейся души, который влагает нам в уста пекущаяся о нашем спасении наша Мать-Церковь.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!..» — так поется от нашего имени, от имени всех верующих православных христиан, в церкви за всенощным бдением, каждую субботу во все эти подготовительные недели и в течение всего последующего за тем поста.

А где мы бываем в это время, мы, православные русские люди, по грехам нашим потерявшие Родину?

Находимся ли мы в это время в церкви, сливаем ли наш собственный внутренний вопль о даровании нам Богом искреннего покаянного чувства с этим общим воплем всей Церкви?

Боимся ли мы пропустить еще что-нибудь из всего этого богатого назидания предлагаемого нам св. Церковью, ловим ли мы, впитываем ли в себя каждое слово из всего того, что слышится в эти дни в храмах наших?

Готовим ли мы себя внутренно к наступающему Великому Посту?

Вот — первостепенной важности в нашей жизни вопрос, на который должна дать ответ каждому из нас наша совесть.

А как умилительны образы, связанные с каждою из этих подготовительных недель!

Вот живо рисуется нам в Евангельской притче, а одновременно в песнопениях церковных и чтениях отталкивающий образ самодовольного самохвала — фарисея и привлекательный образ искренно и глубоко кающегося грешника — мытаря. И как неоспоримо-справедливый, подобно молнии, прорезывает наше сознание в заключительных словах притчи праведный суд Божий, вынесенный одновременно тому и другому:

«Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лук. 18, 14).

Ну, как не задать себе вопрос: кто же я такой — самодовольный фарисей, ставящий сам себя выше других и не чувствующей никакой нужды в покаянии, или ясно сознающий свои грехи мытарь, нисколько себя не оправдывающий и смиренно умоляющий Бога о помиловании:

«Боже, милостив буди мне, грешнику!»

А вот дивная, глубоко потрясающая душу картина безпредельности человеколюбия Божия, милостивого снисхождения Божия к кающемуся грешнику — отец, принимающий с любовью в свои объятия возвратившегося к нему в отчий дом блудного сына. Нужно иметь совсем окаменевшее сердце, чтобы, слушая эту замечательную и столь для нас утешительную притчу, не прочувствовать всю глубину своего греховного падения, удаляющего нас от Бога, нашего любящего Отца, и не возжелать всем сердцем возвратиться к Богу с искренними покаянными словами блудного сына:

«Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя, яко единаго от наемник твоих» (Лук. 15, 18-19).

Те вовсе не христиане, которые не сознают себя «блудными сынами» и которые, будучи довольны своим греховным образом жизни, вдали от Бога, не помышляют о покаянном возвращении в отчий дом.

Но для тех, кого не в состоянии тронуть умилительное зрелище всепрощающей любви Отца нашего Небесного, в третью подготовительную неделю св. Церковь живописует жуткую, охватывающую нас леденящим ужасом картину кончины мiра, Второго Пришествия Христова и последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом. Эта картина убеждает нас, что Бог не только любящий Отец, но и Праведный Судия: что Он не только безконечно человеколюбив и милосерд, но и столь же безконечно правосуден и не оставит без наказания всех нераскаянных, ожесточенных и упорствующих во грехах своих грешников.

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною» — говорит Он Сам: «чтобы воздать каждому по делам Его» (Апокал. 22, 12).

Благо тем, кто, как первые христиане, постоянно помышляют об этом страшном «дне Господни» и готовят себя к встрече Господа, грядущего судити живым и мертвым, как мы это постоянно исповедуем на всех Богослужениях, произнося Символ Веры — и горе тем, кто, как часто это теперь бывает, с иронической усмешкой говорят об этом, видимо, совсем не веруя в эту одну из самых основных, главнейших догматических истин нашей святой веры.

И, наконец, в последнюю подготовительную неделю — в четвертый воскресный день — непосредственно перед наступлением Великого Поста, св. Церковь напоминает нам грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая, тем самым объясняя нам, что мы, как потомки падшего родоначальника, сами в себе носим яд греха, и нуждаемся в исцелении от него. А так как пали наши прародители через непослушание Богу и через невоздержание, то возстать от этого падения мы можем только через послушание Богу и Его Святой Церкви и через добровольно принимаемый нами на себя подвиг воздержания — подвиг поста. Все зло в нас — от унаследованной нами от прародителей наших, соблазненных диаволом, гордости, а потому мы прежде всего должны стремиться побороть в себе эту фарисейскую гордость (чему и учила нас св. Церковь еще в самом начале, вводя нас в подготовительные недели к Великому Посту). А гордость в нас ничем не побеждается и не смиряется так, как прощением обид, нанесенных нам людьми.

Вот почему перед самым наступлением Великого Поста св. Церковь и призывает нас от души простить друг другу, от сердца, все взаимные обиды и огорчения, убеждая нас к этому словами Самого Господа:

«Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустить вам согрешений ваших» (Матф. 6, 14-15).

Разве не ясно, что так и должно быть по закону самой элементарной справедливости? Как мы дерзнем просить Бога о прощения наших грехов перед Ним, если сами обнаруживаем такую жестокость и черствость сердца, что не хотим простить нашим ближним их грехи против нас?

Вот так учит нас св. Церковь готовить себя к наступлению Великого Поста, дабы когда он наступит, мы вполне бы уже прониклись всеми чувствами и настроениями, необходимыми для искреннего покаяния.

Делаем ли мы это?

Если мы добросовестно и поглубже вдумаемся во все это, тогда мы поймем, насколько далеки от истинного христианства те современные христиане, которые иначе проводят эти подготовительные недели к Великому Посту. И особенно противны истинному христианству, совершенно вразрез с ним идут, те разнузданные развлечения и увеселения, связанные с объядением и пьянством, с нескромными играми и плясками, которые — увы! — дожили до наших времен от темных времен язычества.

Что общего между таким веселым времяпрепровождением и теми высокими мыслями и образами, которые предлагает нашему вниманию св. Церковь в эти подготовительные недели?

А так называемые «балы-маскарады», объявлениями об устройстве которых буквально пестрят наши заграничные газеты в эти святые дни подготовки к постному подвигу, и вовсе воспрещаются каноническими правилами нашей св. Церкви, выработанными на Вселенских Соборах, выражающих собою волеизъявление Самого Духа Святого (см. например, 62-ое правило Шестого Вселенского Собора, 51-ое того же Собора и др.). Кто все это позволяет, тот по существу совсем чужд Церкви Христовой, ибо он не живет одной жизнью с Церковью и мало того: живет и действует наперекор ей.

Нам, православным русским людям, потерявшим нашу Родину, столько перенесшим и так тяжко перестрадавшим, особенно не к лицу такое легкомысленное самоутверждение в своей греховной неправоте, в такой самости, в такой упорной отчужденности от св. Церкви, в свое время создавшей нам нашу Родину, как Святую Русь и Великую Россию.

Единственный спасительный путь для нас — это путь честного осознания греховности своего отчуждения от Церкви, путь искреннего стремления к слиянию с жизнью Церкви —путь покаяния. Станем ли мы на этот путь, — от этого зависит все наше будущее: и в этой временной земной жизни и в вечности.