Великій всероссійскій праведникъ, молитвенникъ и чудотворецъ приснопамятный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура, Пинежскаго уѣзда, Архангельской губерніи, на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Нареченъ онъ былъ Іоанномъ въ память преп. Іоанна Рыльскаго, св. Церковью въ этотъ день празднуемаго.
Въ дѣтствѣ грамота плохо давалась слабенькому здоровьемъ мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. И чудесная помощь не замедлила. Послѣ одной изъ такихъ горячихъ молитвъ ночью мальчика вдругъ точно потрясло всего, точно завѣса опала съ его глазъ, «какъ-будто раскрылся умъ въ головѣ», стало легко и радостно на душѣ. Съ тѣхъ поръ онъ началъ отлично учиться, однимъ изъ первыхъ окончилъ духовное училище, первымъ окончилъ Архангельскую духовную семинарію и былъ принятъ на казенный счетъ въ С.-Петербургскую духовную академію. Въ это время умеръ его отецъ, и мать осталась въ крайней бѣдности. Это очень огорчало любящаго сына, и онъ, найдя себѣ заработокъ путемь переписки, зарабатываемыя деньги въ суммѣ 10 рублей въ мѣсяцъ, цѣликомъ посылалъ горячо любимой матери, будучи счастливъ такой возможностью помогать ей.
Учась въ академіи, о. Іоаннъ помышлялъ о принятіи иночества и посвященіи себя миссіонерской дѣятельности среди дикарей Сибири и Америки (Аляски), но наблюденіе надъ окружающей жизнью скоро показало ему, что «дикари» культурнаго Петербурга нуждаются въ просвѣщеніи ихъ свѣтомъ подлинной Христовой вѣры не меньше, чѣмъ дикари Сибири и Америки. Въ связи съ этими мыслями у него повторилось одно изъ дѣтскихъ видѣній; онъ увидѣлъ себя во снѣ священникомъ Андреевскаго Кронштадтскаго собора и принялъ это, какъ указаніе свыше. По окончаніи академіи, онъ, какъ это требовалось церковнымъ обычаемъ отъ мірскихъ пастырей, вступилъ въ бракъ съ дочерью протоіерея Константина Несвитскаго, Елисаветою. Но это былъ бракъ только фиктивный, нужный ему для прикрытія его самоотверженныхъ пастырскихъ подвиговъ. Въ дѣйствительности онъ жилъ съ женой, какъ братъ съ сестрой. «Счастливыхъ семей, Лиза, и безъ насъ много. А мы съ тобою, давай, посвятимъ себя на служеніе Богу», такъ сказалъ онъ своей женѣ, оставаясь дѣвственникомъ до конца дней своихъ.
12 декабря 1855 года онъ былъ посвященъ въ священники и опредѣленъ въ Кронштадтскій соборъ св. Андрея Первозваннаго. Войдя впервые въ этотъ соборъ, онъ былъ глубоко потрясенъ тѣмъ, что это былъ именно тотъ самый соборъ, который представлялся ему еще въ его дѣтскихъ видѣніяхъ. Съ тѣхъ поръ вся жизнь и пастырская дѣятельность о. Іоанна протекала въ Кронштадтѣ, почему многіе, забывая его фамилію «Сергіевъ», стали называть его «Кронштадтскимъ».
Кронштадтъ былъ мѣстомъ административной высылки изъ столицы разныхъ порочныхъ людей. Кромѣ того, тамъ много было чернорабочихъ, работавшихъ въ порту. Всѣ эти люди ютились на окраинахъ города въ жалкихъ лачугахъ и землянкахъ, попрашайничали и пьянствовали. Среди нихъ-то и началъ свою пастырскую дѣятельность о. Іоаннъ. Ежедневно сталъ онъ бывать въ ихъ убогихъ жилищахъ, бесѣдовалъ, утѣшалъ, ухаживалъ за больными и помогалъ матеріально, раздавая все, что имѣлъ, нерѣдко возвращаясь домой раздѣтымъ и даже безъ сапогъ. Эти кронштадтскіе бѣдняки, «подонки общества», которыхъ о. Іоаннъ силою сострадательной пастырской любви опять дѣлалъ людьми, возвращая имъ утраченный ими человѣческій образъ, первые «открыли» святость о. Іоанна. Это открытіе очень быстро восприняла вся вѣрующая народная Россія.
Но не одну матеріальную помощь оказывалъ о. Іоаннъ страждущимъ людямъ и не только морально воздвигалъ отъ глубины паденія силою своего пастырскаго слова. Скоро открылся въ немъ и дивный даръ чудотворенія, который прославилъ его на всю Россію и даже за предѣлами ея. Сохранилась точная запись разсказа самого о. Іоанна о первомъ его чудѣ своимъ сопастырямъ-священникамъ. Глубокимъ смиреніемъ дышетъ этотъ разсказъ: о. Іоаннъ въ этомъ чудѣ усмотрѣлъ «новое себѣ послушаніе отъ Бога молиться за тѣхъ, кто будетъ этого просить». И по молитвѣ его стало совершаться множество дивныхъ чудесъ. Излѣчивались молитвою и возложеніемъ рукъ о. Іоанна самыя тяжкія болѣзни, когда медицина терялась въ своей безпомощности. Исцѣленія производились, какъ наединѣ, такъ и при большомъ стеченіи народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Іоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцѣленія совершилось. Исцѣлялъ о. Іоаннъ и мусульманъ, и евреевъ, и обращавшихся къ нему изъ-заграницы иностранцевъ.
Скоро вся вѣрующая Россія потекла къ чудотворцу. Наступилъ второй періодъ его жизни, его подвиговъ. Сначала онъ самъ шелъ къ народу въ предѣлахъ одного своего города, а теперь народъ устремился къ нему и притомъ со всѣхъ концовъ Россіи. Тысячи людей ежедневно пріѣзжали въ Кронштадтъ, желая видѣть о. Іоанна и получить отъ него ту или иную помощь. Еще большее число писемъ и телеграммъ получалъ онъ; кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отдѣленіе. Вмѣстѣ съ письмами и телеграммами текли къ о. Іоанну и огромныя суммы денегъ на благотворительность. О размѣрахъ ихъ можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о. Іоаннъ тотчасъ же все раздавалъ. По самому минимальному подсчету черезъ его руки проходило въ годъ не менѣе одного милліона рублей. На эти деньги о. Іоаннъ ежедневно кормилъ тысячу нищихъ, устроилъ въ Кронштадтѣ «Домъ Трудолюбія» со школою, церковью, мастерскими и пріютомъ, основалъ въ своемъ родномъ селѣ женскій монастырь и воздвигъ большой каменный храмъ, а въ С.-Петербургѣ — женскій монастырь на Карповкѣ, въ которомъ и погребенъ.
Надо представить себѣ, какъ проходилъ день у о. Іоанна, чтобы понять всю тяжесть и величіе его подвиговъ и трудовъ. Вставалъ о. Іоаннъ ежедневно въ 3 часа ночи и готовился къ служенію литургіи. Около 4 часовъ онъ отправлялся въ соборъ къ утрени. Здѣсь его уже встрѣчали толпы паломниковъ, жаждавшихъ получить отъ него хотя бы только благословеніе. Тутъ же было и множество нищихъ, которымъ о. Іоаннъ раздавалъ милостыню. За утреней о. Іоаннъ непремѣнно всегда самъ читалъ канонъ, придавая этому чтенію большое значеніе. Передъ началомъ литургіи была исповѣдь. Исповѣдь изъ-за громаднаго количества желавшихъ исповѣдываться, была введена общая. Производила она на участниковъ и очевидцевъ потрясающее впечатлѣніе: многіе каялись вслухъ, выкрикивая, не стыдясь, свои грѣхи. Андреевскій соборъ, вмѣщавшій до 5.000 человѣкъ, всегда бывалъ полонъ, а поэтому очень долго шло причащеніе, и литургія раньше 12 часовъ не оканчивалась. Во время службы письма и телеграммы приносились о. Іоанну прямо въ алтарь, и онъ тутъ же прочитывалъ ихъ и молился о тѣхъ, кого просили его помянуть. Послѣ службы, сопровождаемый тысячами вѣрующихъ, о. Іоаннъ выходилъ изъ собора и отправлялся въ Петербургъ по безчисленнымъ вызовамъ къ больнымъ. И рѣдко когда возвращался домой ранѣе полуночи. Надо полагать, что многія ночи онъ совсѣмъ не имѣлъ времени спать. Такъ жить и трудиться можно было, конечно, только при наличіи сверхъестественной помощи Божіей. Самая слава о. Іоанна была его величайшимъ подвигомъ, тяжкимъ трудомъ. Всюду, гдѣ бы онъ только ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавшихъ хотя бы только прикоснуться къ чудотворцу. Почитатели его бросались даже за быстро мчавшейся каретой, хватая ее за колеса съ опасностью быть изувѣченными.
По желанію вѣрующихъ, о. Іоанну приходилось предпринимать поѣздки въ разные города Россіи. Эти поѣздки были настоящимъ тріумфомъ смиреннаго Христова служителя. Стеченіе народа опредѣлялось десятками тысячъ, и всѣ бывали объяты чувствами сердечной вѣры и благоговѣнія, страхомъ Божіимъ и жаждою получить цѣлительное благословеніе. Во время проѣзда о. Іоанна на пароходѣ толпы народа бѣжали по берегу, многіе при приближеніи парохода становились на колѣни.
Будучи замѣчательнымъ педагогомъ-законоучителемъ, о. Іоаннъ въ теченіе 25-ти лѣтъ своего священническаго служенія преподавалъ Законъ Божій въ гимназіи и городскомъ училищѣ, производя своими уроками неотразимое, незабываемое впечатлѣніе на учащихся, но затѣмъ долженъ былъ это оставить, ибо не было никакой возможности сочетать законоучительство съ тѣмъ всероссійскимъ подвигомъ пастырскаго служенія, который, какъ послушаніе, смиренно принялъ на себя великій праведникъ.
Былъ о. Іоаннъ и замѣчательнымъ проповѣдникомъ, причемъ говорилъ онъ весьма просто и чаще всего безъ особой подготовки — экспромтомъ. Онъ не искалъ красивыхъ словъ и оригинальныхъ выраженій, но проповѣди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вмѣстѣ съ тѣмъ и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для пониманія даже простыми людьми.
Несмотря на свою занятость, о. Іоаннъ находилъ, однако, время вести какъ бы духовный дневникъ, записывать ежедневно свои мысли, приходившія ему во время молитвы и созерцанія, въ результатѣ «благодатнаго озаренія души, котораго удостаивался онъ отъ всепросвѣщающаго Духа Божія». Эти мысли составили собою цѣлую замѣчательную книгу, изданную подъ заглавіемъ: «Моя жизнь во Христѣ». Книга эта представляетъ собою подлинное духовное сокровище и можетъ быть поставлена наравнѣ съ вдохновенными твореніями древнихъ великихъ отцевъ Церкви и подвижниковъ христіанскаго благочестія. Въ полномъ собраніи сочиненій о. Іоанна изданія 1893 г. «Моя жизнь во Христѣ» занимаетъ 3 тома въ 1.000 слишкомъ страницъ. Это — совершенно своеобразный дневникъ, въ которомъ мы находимъ полное отраженіе духовной жизни автора. Книга эта на вѣчныя времена останется свидѣтельствомъ того, какъ жилъ нашъ великій праведникъ и какъ жить должно всѣмъ тѣмъ, кто хотятъ не только называться, а и въ дѣйствительности быть христіанами.
Замѣчательнымъ памятникомъ святой личности о. Іоанна и неисчерпаемымъ матеріаломъ для назиданія являются также три тома его проповѣдей, содержащіе общимъ счетомъ до 1.800 страницъ. Впослѣдствіи накопилось еще очень много новыхъ сочиненій о. Іоанна, издававшихся отдѣльными книжками въ огромномъ количествѣ. Всѣ эти слова и поученія о. Іоанна — подлинное вѣяніе Св. Духа, раскрывающее намъ неизслѣдимыя глубины Премудрости Божіей. Въ нихъ поражаетъ дивное своеобразіе во всемъ: въ изложеніи, въ мысли, въ чувствѣ. Каждое слово — отъ сердца, полно вѣры и огня; въ мысляхъ — изумительная глубина и мудрость, во всемъ поразительная простота и ясность. Нѣтъ ни одного лишняго слова, нѣтъ «красивыхъ фразъ». Ихъ нельзя только «прочитать» — ихъ надо всегда перечитывать, и всегда найдешь въ нихъ что-то новое, живое, святое.
«Моя жизнь во Христѣ» уже вскорѣ послѣ выхода своего въ свѣтъ, настолько привлекла къ себѣ всеобщее вниманіе, что была переведена на нѣсколько иностранныхъ языковъ, а у англиканскихъ священниковъ сдѣлалась даже любимѣйшей настольной книгой.
Основная мысль всѣхъ твореній о. Іоанна — необходимость искренней горячей вѣры въ Бога и жизни по вѣрѣ, въ непрестанной борьбѣ со страстьми и похотьми, преданность вѣрѣ и Церкви Православной, какъ единой спасающей.
Въ отношеніи къ своей родинѣ — Россіи о. Іоаннъ явилъ собою образъ грознаго пророка Божія, проповѣдующаго истину, обличающаго ложь, призывающаго къ покаянію и предрекающаго близкую кару Божію за грѣхи и за Богоотступничество. Будучи самъ образомъ кротости и смиренія, любви ко всякому человѣку, независимо отъ національности и вѣроисповѣданія, о. Іоаннъ съ великимъ негодованіемъ относился къ тѣмъ безбожнымъ, матеріалистическимъ и либеральнымъ теченіямъ, которыя подрывали вѣру русскаго народа и подкапывали тысячелѣтній государственный строй Россіи. Послѣдующія событія кровавой русской революціи и торжества безбожнаго и человѣконенавистническаго большевизма показали, насколько былъ правъ въ своихъ грозныхъ предостереженіяхъ и пророческихъ предвидѣніяхъ великій праведникъ земли Русской.
Скончался о. Іоаннъ 20 декабря 1908 года, заранѣе предсказавъ день своей смерти. На погребеніи присутствовали десятки тысячъ народа, а у гробницы тогда и въ последующее время совершилось немало чудесъ. Необычайныя то были похороны! На всемъ пространствѣ отъ Кронштадта до Ораніенбаума и отъ Балтійскаго вокзала въ Петербургѣ до Іоанновскаго монастыря стояли громадныя толпы плачущаго народа. Такого количества народа не было до того времени ни разу ни на однихъ похоронахъ — это былъ случай совершенно безпримѣрный. Похоронное шествіе сопровождалось войсками со знаменами, военные оркестры исполняли «Коль славенъ», черезъ весь городъ стояли войска шпалерами. Лобызавшіе руку покойнаго свидѣтельствуютъ, что рука оставалась не холодной, неокоченѣвшей. Заупокойныя службы сопровождались общими рыданіями людей, чувствовавшими себя осиротѣвшими. Но въ отпѣваніи не было ничего скорбнаго: оно напоминало собою свѣтлую пасхальную заутреню, и чѣмъ дальше шла служба, тѣмъ это праздничное настроеніе у молящихся все росло и увеличивалось. Чувствовалось, что отъ гроба исходитъ какая-то благодатная сила и наполняетъ сердца присутствующихъ какою-то неземною радостью. Для всѣхъ ясно было, что во гробѣ лежитъ святой, праведникъ, и духъ его незримо носится въ храмѣ и объемлетъ своею любовію и ласкою всѣхъ собравшихся отдать ему послѣдній долгъ.
Похоронили о. Іоанна въ церкви-усыпальницѣ, спеціально устроенной для него въ подвальномъ этажѣ созданнаго имъ монастыря на Карповкѣ. Вся церковь замѣчательно красиво облицована бѣлымъ мраморомъ; иконостасъ и гробница — тоже изъ бѣлаго мрамора.
И до настоящаго времени, по молитвѣ о. Іоанна, совершались и продолжаютъ совершаться многочисленныя чудеса. Ни у кого изъ вѣрующихъ нѣтъ ни малѣйшаго сомнѣнія въ его святости….
https://russportal.ru/index.php?id=church_writing.john_kronshtadtskii1958_00_002