ИЩУЩИМ ПРАВДЫ И ЛЮБЯЩИМ ЕЕ.

«Правда светлее солнца, дороже золота.»

Народная мудрость

От духовенства Православных Русских приходов в Марокко.

Архимандрит М. Ярославцев, настоятель патриаршего прихода в Рабате, отвечая на предложение о. Митрофана Зноско-Боровского о воссоединении его прихода с Русской Православной Общиной в Марокко под омофором Русской Церкви Заграницей, призванной к жизни святейшим Патриархом Тихоном и возглавляемой, волей Божией, здравствующим членом св. Синода патриарха Тихона м-ом Анастасием, высказывает в письме своем от 9/22 мая 1952 года намерение предать свой ответ о. Митрофану гласности, чтобы — по его словам — «НЕ БЫЛО КРИВОТОЛКОВ ВОКРУГ НАС СРЕДИ НЕЛЮБЯЩИХ ПРАВДЫ».
Посему и мы, в целях ВЫЯВЛЕНИЯ ИСТИННОЙ ПРАВДЫ, ВЫНУЖДЕНЫ дать следующее разъяснение по существу письма-ответа архимандрита Митрофана Ярославцева.
1.
Архимандрит М. Ярославцев утверждает: «ВАША НЕПРИЕМЛЕМОСТЬ ни в какой форме влияния, исходящего от Московской Патриархии, имеет причины исключительно политического характера, но ОТНЮДЬ НЕ ЦЕРКОВНОГО, ибо положение каноническое Русской Церкви и законность избрания Патриарха Московского и всея Руси — стоит вне всякого сомнения».

ОТВЕЧАЕМ: такое голословное утверждение архим. Ярославцева дает и нам право утверждать, что и он со своими единомышленниками подчиняется нынешнему Московскому Патриарху по причинам исключительно политическим. Да ведает архимандрит Митрофан, что дело не в каноническом положении Русской Церкви (оно вне всяких сомнений), а в том, что прежний возглавитель Ее, патриарх Сергий, ВОПРЕКИ ГЛАСУ епископата Русской Церкви, поддержанного «Памятной запиской Соловецких епископов» от 27 мая / 7 июня 1926 г., которая была принята семнадцатью епископами во главе с Архиепископом Илларионом, бывшим ближайшим сотрудником Патриарха Тихона, Пахомием, Евгением, Ювеналием; двумя письмами епископа Виктора Ижевского, ВЫСТУПИЛ с известной Декларацией 16/29 июля 1927 года и, приняв все условия советской власти о легализации Церкви, КОТОРЫЕ ПРЕД ЭТИМ САМИМ МИТРОПОЛИТОМ СЕРГИЕМ И ВСЕМ ЕПИСКОПАТОМ БЫЛИ ОТВЕРГНУТЫ, ПРЕВЫСИЛ свою власть первого епископа И НАРУШИЛ ТЕМ основной канон Вселенской Церкви, требующий, чтобы старший епископ НИЧЕГО НЕ ТВОРИЛ без рассуждения всех, ибо так да будет единомыслие» (34 Ап. Правило), Так патриаршая власть в лице ее местоблюстителя м. Сергия стала неканоничной.


Этот неканонический поступок м. Сергия вызвал ряд осуждений со стороны епископата, клира и мирян, и это осуждение имеет, как для м. Сергия, так и для нынешней Московской Патриархии решающее каноническое значение. См.: «Открытое письмо с Соловков» от 14/27 сент.1927г.; Письменный отзыв старейшего иерарха, Митрополита Кирилла Казанского и Свияжского из ссылки от 30 окт./ 12 ноября 1929 г.; Его же письмо епископу Дамаскину от 16/29 июня 1929 г.; Общее заявление трех заместителей Митрополита Петра: Митрополита Агафангела, Архиепископа Серафима Угличского, Митрополита Иосифа Петроградского, и двух епископов: Варлаама Пермского и Евгения Ростовского; письмо Митрополита Иосифа петроградскому Архимандриту и его же ответ на постановление от 19 октября 1927 г. за №-524; Увещание м. Сергию от Архиепископа Углицкого Серафима от 24 января 1927 г.; Послание ко всей пастве того же Архиепископа от 7 /20 января 1929 г.; Послание м. Сергию Дамаскина, еп. Глуховского летом 1929 г.; послание братьев епископов Пахомия Черниговского и Аверкия, 1927 г.; Акт Димитрия, еп. Гдовского, и Сергия, еп. Нарвского, за подписями их от 14 и 16 декабря 1927 г.; Обращение первое петроградского духовенства к Митрополиту Сергию; Второе обращение того же духовенства; «Каноническое исследование послания м-та Сергия» Еп-па Прилукского Василия (Зеленцова); Письма от октября-декабря 1927 г. Еп-па Виктора Глазовского; «Пятнадцать пунктов мнения трех ссыльных епископов» 1927 г.; Послание к пастве еп-па Алексия, управляющего Воронежской Епархией от 9 января 1928 г.; Послание к пастве Иерофея еп-па Никольского; устный отзыв местоблюстителя М-та Петра Крутицкого, данный участнику научной экспедиции г-ну Н.22 января 1928 года и многие другие документы.
Так, благодаря самочинию Первого Епископа, отказавшегося от духовного Собора собратий, Собор, как Орган Высшей Власти в Православной Русской Церкви, перестал существовать. Наступила неслыханная в истории Церкви эпоха диктатуры Первого Епископа, не имеющая никаких канонических оснований, которая осуществляется и до сего дня.
В сентябре 1943 года беззаконное избрание митрополита Сергия в Патриархи: это избрание совершило келейно собрание 18-ти епископов, оставшихся сторонников м-та Сергия, с НАРУШЕНИЕМ церковных правил и с ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕМ постановлений последнего Поместного Собора 1917 г. Достойный канонический ответ дан был ему совещанием восьми русских архиереев, собравшихся в Вене 8/21 октября 1943 г., где указывается, что «Всероссийский Собор 1917-18 г.г. определением своим от 13 августа 1918 года установил порядок избрания Патриарха на будущее время и что Патриарх избирается Собором, состоящим из архиереев, клириков и мирян, и что в лице епископов Собора ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА ВСЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ, БЕЗ ВСЯКОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ. На Соборе же 1943 года, прежде всего, отсутствовали многие, наиболее достойные, заявившие себя чисто исповедническим подвигом епископы Русской Церкви, лишенные своих кафедр и томящиеся в тюрьмах и отдаленных ссылках, не говоря уже о других епископах Русской Церкви, которые лишены возможности на этом Соборе участвовать, лично присутствовать и прислать своих делегатов или грамот, как это допускается правилами (Перв.4,Седьм. 3, Карф. 13). «Всякое другое собрание архиереев, хотя бы и наименовавшее себя Собором, будет только видимостью последнего, и ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО НЕ МОГУТ ИМЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ВСЕХ ЗАКОННОЙ СИЛЫ. Не может быть приравнена к Собору и та группа епископов, которая собралась в Москве на интронизацию патриарха» (Сергия).
Новый большой Поместный Собор, созванный в Москве в январе 1945 года и избравший Патриарха Алексия, собрался в числе 45 епископов, почти вдвое больше того духовенства и около 50 мирян и монахов и, кроме того, 12-ти иерархов других Поместных Церквей, и должен был явить пред всем миром церковную свободу в России, заставив этим замолчать Зарубежную Церковь. Но Собором он был только ПО ВНЕШНОСТИ, так как на нем не был исправлен тот канонический порок, на который указало Заграничное Совещание Епископов в Вене, отказавшееся признать законность избрания патриарха Сергия: по канонам — ВСЕ ЕПИСКОПЫ РАВНЫ — ОДНИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ и ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДОЛЖНЫ УЧАСТВОВАТЬ В СВОЕМ СОБОРЕ; КТО ЖЕ ИМЕЕТ ПРЕПЯТСТВИЯ, ТЕ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, дабы СОСТОЯВШЕЕСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ СОБРАНИЕ МОГЛО ИМЕТЬ СОВЕРШЕННОЕ ПОЛНОМОЧИЕ» (27 Прав. Карф. Собора). Не явившиеся без причины подвергаются ЕПИТИМИЙ.
Так Большой Московский Собор 1945 узаконил беззаконие Собора 1943 г. и УТВЕРДИЛ НЕКАНОНИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ современной Московской Патриархии.
Спросил ли кто на Соборе 1945 года хотя бы из заграничных гостей: все ли епископы страны явились на Собор, а если нет, то почему? Когда и какой церковный суд и за что отрешил их от кафедр и лишил их участия в общеепископской власти? А если они не могут явиться на Собор только по препятствию насилия, учиняемого гражданской властью, то Собор без них НЕ ПОЛНОМОЧЕН РЕШАТЬ ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА. Остановившись только на этом одном, формальном, пункте, с неизбежностью надо подтвердить прежний вывод: ввиду того, что многие иерархи Русской Церкви устранены от участия в церковном управлении, ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОБОРА 1945 г. НЕ МОГУТ ИМЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ВСЕХ ЗАКОННОЙ СИЛЫ, и Патриарх Алексий не может быть признан законным и полномочным возглавителем Русской Церкви в качестве Патриарха Всероссийского, хотя бы на Соборе том и присутствовали представители Восточных Церквей.
Итак, канонична Русская Православная Церковь, но неканоничен путь ее патриархов Сергия и Алексия с подчиненными им иерархами, и для нас НЕПРИЕМЛЕМО ПОДЧИНЕНИЕ ИМ, прежде всего, ПО ПРИЧИНАМ КАНОНИЧЕСКИМ. Посему вполне понятны осторожные (чтобы не обидеть Москву…) отзывы глав Восточных Церквей о том, что с церковно-канонической точки зрения положение Митрополита Анастасия, как главы Русской Церкви Заграницей, НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНО. Это суждение подтверждается и их отношением к Митрополиту Анастасию, и той резкой отповедью, которая покойным Сербским Патриархом Гавриилом на Совещании Глав Церквей, по случаю празднования 500-летия Автокефалии Русской Церкви, была дана на предложение Болгарского Митрополита Стефана вынести осуждение Русскому Заграничному Синоду. Патриарх Гавриил, вместе с другими многими иерархами, НЕ ПОДПИСАЛСЯ под протоколом Совещания (Прав. Русь №-22,1948).

2.
Архимандрит М. Ярославцев утверждает, что «ДРУГОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ТАМ — в России — НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ».
Между тем прот. Г. Разумовский, в своей статье, помешенной в №-12 «Журнала Моск. Патриархии» за 1947 г., пишет, что епископ Иоасаф Тамбовский на освящении третьего престола в одном из храмов своей епархии в октябре месяце 1947 г. сказал: «Радость моя омрачена тем, что есть люди, которые, называя себя христианами, на деле не являются ими». Сказав несколько слов о сектантах, епископ говорит далее о так называемых самосвятах: «Самосвяты клевещут на современную Православную Церковь, распространяют хулу на св. Патриарха и на весь священный чин, а себе приписывают право совершать требы православных христиан: ОНИ КРЕСТЯТ младенцев, хоронят, СОБОРУЮТ и даже ПРИЧАЩАЮТ». Кто эти «САМОСВЯТЫ» яснее определяет съезд духовенства и мирян Чкаловской Епархии, сообщение о котором помещено на стр. 53 №-3 «Ж.М.П.» за 1947 г., где говорится о самозванных и запрещенных священнослужителях и прочих разлагателях и дезорганизаторах церковной дисциплины и уставов Православия в епархии» и о «мерах для ликвидации САМОЗВАННЫХ СОВЕРШИТЕЛЕЙ ТРЕБ». — Здесь уже не говорится о «самосвятах», а о «самозванных совершителях треб».
Несомненно, под этими полупризнаниями духовенства скрывается ПРАВДА о существовании в подъяремной России другой Православной Церкви, Церкви «катакомбной», ибо не сектанты же «крестят младенцев, соборуют и причащают».

3.
Архимандрит М. Ярославцев пишет: «указание на пленение Московской Патриархии безбожной властью ГОЛОСЛОВНО».
Самостоятельна ли Русская Церковь в СССР, управляемая Патриархом Алексием, об этом говорят следующие выписки из официального органа Московской Патриархии — «Журнала Московской Патриархии».
В речи на молебне, при открытии юбилейных торжеств по случаю 500-летия Автокефалии Русской Церкви, Патриарх Алексий сказал: «Изволением Божиим во главе Советского Содружества Народов в этот грозный час стоит такой величайший деятель, который поднял на супостата всех нас от велика до мала и который мудро руководит нами повседневно и ежечасно — БУДИ БЛАГОСЛОВЕННО ИМЯ ЕГО» — (Ж.М.П. за Август, стр. 43, 1948)». Таких слов мы еще не слыхали: относить к Сталину — богоборцу псаломское славословие, которое Церковь воздает Господу Богу?… Священное Писание и творения св. Отцев говорят нам, что последний и наиболее полный враг Божий — Антихрист потребует себе божеских почестей, и получит их. Но нового тогда в этом богопоклонении Антихристу изобретать уже не придется: вся ложь, вся лесть, все пресмыкательство уже применены к современному главе богоборческой власти, и ныне, на торжественном собрании — на Соборе Епископов, собравшихся почти со всего света, открыто и во всеуслышание Московский Патриарх воздает божескую хвалу главе богоборцев, который говорил и постоянно продолжает повторять: «Наша партия НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕЙТРАЛЬНАЯ в отношении религии, ОНА ВЕДЕТ антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религий и религиозных предрассудков» («Вопросы Ленинизма», стр. 122). Насколько важны и руководящи эти слова видно из того, что в инструкторской книжке по антирелигиозной борьбе «Спутник антирелигиозника» они приведены восемь раз на трехстах страницах» (Прав. Русь № 4, 1949 г.).
Далее, в приветственном адресе по случаю 70-летия Сталина, подписанном Патриархом Алексием, 5-тью митрополитами, 21-м архиепископом и 47 епископами (в 1949 году) СКАЗАНО о Сталине: «Ваша неустанная забота о человеке, проявляющаяся в государственных мероприятиях по охране народного здоровья, ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»… («Ж.М.П.»). Неужели заботы Сталина, главы и вождя мирового воинствующего АТЕИЗМА, о воспитании детей — БЕЗ БОГА и ПРОТИВ БОГА! — могут быть предметом восторга и восхваления со стороны первоиерарха и иерархов «свободной» Православной Русской Церкви?
Говоря о своих взаимоотношениях с Московским Патриархом Алексием, Константинопольский Патриарх Максим сказал: «Как известно, Москва послала нам приглашение на «всеправославный Собор», но такой Собор должен иметь место там, где ЧЛЕНЫ ЕГО СВОБОДНЫ ОТ ВСЯКИХ ВЛИЯНИЙ и ДАВЛЕНИЙ ПОСТОРОННИХ ЭЛЕМЕНТОВ, А ТАКОВЫМ МЕСТОМ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МОСКВА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ» («Прав. Русь» №-12, 1947).
«Происходившее недавно церковное совещание в Москве в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Церкви, при участии представителей других Православных Церквей, самой формулировкой своих главных резолюций, носивших ЯВНО ПОЛИТИЧЕСКИЙ характер, показал КТО был ВДОХНОВИТЕЛЕМ последних. Не напрасно представители Константинопольской и Элладской Церквей — наиболее независимых от Советов — ОТКАЗАЛИСЬ ПОДПИСАТЬ определения совещания. В Москве они могли воочию убедиться, какова в действительности свобода Русской Церкви, которую не перестает громко повсюду славить Патриарх Алексий и его ближайшие сотрудники». (Прав. Русь «№-№-24 и 14 за 1948 г.).
Газета «Ля Бурс Эжиптиэн» сообщает, что Христофор, патриарх Александрийский, произнес речь, в которой сказал следующее: «Некогда св. Русь выступала в защиту Православия на Востоке. Но с Октябрьской революции не только возлюбленный русский народ, но и Русская Церковь СТРАДАЛИ ОТ НОВЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ. Мы не можем забыть, что лозунг «религия опиум для народа» был выдвинут в России. В наши дни мы видим ожесточенную войну против Греции. Русские представители оскорбляют нас и, хотя мы победители, с нами обращаются почти как с подсудимыми. Почему так? Да потому, что мы отказываемся поклониться Ваалу коммунизма». Патриарх задает вопрос: — «не следует ли поклониться ему ради мира?» и отвечает сам: — «Нет, тысячу раз нет!» (Прав.Русь, №-1.1947). Представитель же «свободной» Русской Церкви в СССР с трибуны «Конференции сторонников мира» говорит о нынешних правителях России, как о СПРАВЕДЛИВЕЙШЕМ ЗА ВСЮ ДЛИТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ» (Ж.М.П. №-9,1949 г.).
Наконец, пред нами «Выписка из Журнала №-3 заседания св. Синода Московской Патриархии от 22 февраля 1949 года»: «СЛУШАЛИ: Сообщение патриарха о событии, имевшем место во время крещенского водосвятия на реке в Саратове и в связи с этим о появившейся в печати статье. ПОСТАНОВИЛИ: за проявленное во время крещенского водосвятия в Саратове ПОПУСТИТЕЛЬСТВО, имевшее последствием соблазнительное нарушение общественного приличия и выразившееся в массовом обнажении и купании нескольких сот человек, что никак не составляет церковного обряда, но будучи непосредственно присоединенным к нему, вызвало со стороны печати незаслуженное обвинение Церкви в мракобесии, язычестве и т.д. и послужило т.о. во вред Матери Церкви, св. Синод считает необходимым сделать преосвященному Борису, епископу Саратовскому, признаваемому Синодом виновным в указанном серьезном недосмотре, строгое замечание с тем, чтобы настоящее постановление было напечатано в Журнале Московской Патриархии и особо сообщено епархиальным преосвященным. Вместе с тем запросить преосвященного Саратовского, кто из духовенства поощрял это дело общего купания во время водосвятия». Так, из-за одного окрика безбожного писаки в «Правде» несчастные возглавители Русской Церкви, дрожа от страха перед «вождем и благодетелем», поспешили массовое погружение благочестивого народа в св. водах богоявленских назвать купанием, а двухтысячелетний благочестивый обычай, благословляемый Церковью везде, начиная от св. реки Иордана до наших родных прорубей, постыдно осудить… Вслед за иерархами, в таком же духе, превознося безбожную власть, вместо того, чтобы хотя молчать о ней, пишут и некоторые сотрудники «Журнала М. Патриархии». Напр., г. Александров Г. в очерке за монастырскими стенами» (№-1, 1949), сказав о Донском монастыре в Москве, что он «бережно охраняется, КАК И ВСЕ СОКРОВИЩА СТАРИНЫ», вероятно не зная (?), что не менее чудные памятники, как Чудов монастырь, Храм Христа Спасителя и многие, многие другие СНЕСЕНЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ ДО ОСНОВАНИЯ, в восторге на 96-ой странице повествует: «После длительной и многотрудной борьбы русский народ сбросил с себя ненавистное иго самодержавия».., неужели также не зная, что великий Пушкин, которым теперь так гордится Советский Союз, в «Борисе Годунове» в известном монологе летописца Пимена в келий Чудова монастыря (из-за одного имени Пушкина нужно было пощадить Чудов монастырь), внушает нам к «ненавистным самодержцам» иные чувства, а именно: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих ПОМИНАЮТ, за их труды, за славу, за добро, а за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют».
Далее г. Александров с еще большим пафосом утверждает: «Народные силы, скованные до этого времени абсолютическим режимом, устремляются на создание совершенно нового, еще невиданного в истории, общественного строя». Строя — «без всякого» Бога, нужно добавить, ибо, прежде всего, такова природа, богоборческая, коммунистического строя, восхваляемого сотрудником христианского печатного органа. Так, с благословения подъяремных московских иерархов апокалипсический лик антихриста, пробравшийся в Церковь под видом «ангела светла», открыто восхваляется на страницах органа православной патриархии, где место лишь божественным восхвалениям.
Этих выписок достаточно, чтобы констатировать, что в лице Патриарха в СССР совершается уже не преклонение, а поклонение антихристову началу («буди благословенно имя его»), а ЦЕРКОВЬ РУССКАЯ, следовательно, НЕ СВОБОДНА, находясь вольно или невольно в ПЛЕНЕНИИ у БОГОБОРЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. Может ли Православная Зарубежная Русь, скажем даже — имеет ли она право, пребывая Промыслом Божиим на свободе, подчиняться распоряжениям этой церковной власти, плененной антихристом, сущностью которой — и в теории и в практике — является хула на Духа Святого? Ответ ясен: НЕТ! Вот почему вся Зарубежная Церковь отвергает подчинение Московской Патриархии: по причине, прежде всего, МОРАЛЬНО-ДУХОВНОЙ, а не ПОЛИТИЧЕСКОЙ, как подчеркивает архимандрит Митрофан, и будет отвергать таковое и впредь, несмотря на все указы, распоряжения и «прещения», не имеющие законной силы.

4.
«ВСЕМ ИЗВЕСТНО» — говорит архимандрит Ярославцев: «что при всяком БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ строе страны архипастыри и пастыри св. Церкви благословляют всеблагие начинания и отвергают злые, но никогда не призывают к насилию и к социальным переворотам. Истинная Церковь — великая молчальница и оружие Ея не меч, не проклятие, а Слово Божие, благочестивая жизнь ЕЕ чад и молитва о всех и за вся, особливо же за несчастных — не знающих Бога и творящих недоброе; по примеру Спасителя Она говорит: «прости им, Господи, не ведают бо, что творят».
Видно, архимандрит Митрофан забывает о многих церковно-исторических фактах, из коих приводим следующие:
Император Юлиан Отступник, известный в истории гонитель христианства, после вступления на престол обратился к своему бесстрашному обличителю святителю Василию Великому и к его другу святителю Григорию Богослову, бывшим своим сотоварищам по школе, с предложением мира, но стойкие святители не только не приняли предложения Юлиана, но принудили и брата Василия Великого — Кесария, занимавшего при императоре должность лейб-врача, покинуть дом императора Отступника. Великий Святитель не раз молился пред иконой Божией Матери о наказании смертию гонителя христиан, а после гибели Юлиана, святитель следующими словами выразил свою радость по этому случаю: — «Прибегайте разделить со мною радость сего праздничного дня все, кто своими слезами, постом и молитвами неотступно молил Бога о прекращении бед, которым мы подвергались. Пророк Исайя призывал небо и землю против народа, восставшего на Бога, а я слова пророка обращаю против гонителя Бога, только что погибшего смертью, заслуженной его безбожием».
Позже, в знак протеста против гонений императора Валента-арианина, дьякон св. Василия Великого отказался принять хлеб для св. Евхаристии, с которым император Валент прибыл, согласно обычая древней Церкви, в праздник Богоявления в Кессарийский храм на богослужение святителя Василия, в надежде склонить на свою сторону непоколебимого святителя. Московский митрополит Филипп, обличая жестокость царя Ивана Грозного, говорил: — «Мы, Государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется неповинная кровь христианская», и отказался 21 марта 1568 г. благословить Царя и с ним разговаривать, за что поплатился своей жизнью.
Известный борец за права Церкви митрополит Арсений Мациевич мужественно обличал императрицу , Екатерину Вторую в «сребролюбии, лукавстве и неправде» за ее вмешательство в церковные дела (закрытие монастырей) и умер от голода, холода и лишений замурованным в темницу, куда он был ввергнут в целях изоляции от внешнего мира.
Конечно, архимандрит Митрофан и эту борьбу Святителей Церкви решится подвести под категорию «призыва к насилию и социальным переворотам» или отнести к разряду «политических выступлении», в чем он так настойчиво силится обвинить Зарубежную Церковь и наш Архиерейский Синод.
«Истинная Церковь — великая молчальница», — пишет архимандрит Митрофан. Совсем не так: ЗЕМНАЯ ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ есть «ЦЕРКОВЬ ВОИНСТВУЮЩАЯ», — по определению св. Отцев, в отличие от Церкви Небесной — «Церкви торжествующей», ибо Спаситель сказал: — «не мир пришел Я принести, но меч» (Матф. 10, ст.34), конечно, не меч материальный, а меч духовный; но Церковь Христова, для борьбы со злом, благословляет употребление и меча материального, железного, — да ведает сие архим. Ярославцев: меч св. князя Александра Невского против немцев-католиков, мечи Пересвета и Осляби и князя Димитрия Донского, рукою преп. Сергия Радонежского, против татар-язычников. В этой «политике» величайшая мудрость Церкви, выражающаяся в велениях и благословениях земной брани Ее архипастырями, стоящими на законном пути, на пути Истины и Правды. Русская же Истинная Церковь — воистину Великая Молчальница, ибо ОНА — ВЕЛИКАЯ ПЛЕННИЦА; так и в этом случае утверждение архимандрита Митрофана, что Церковь «великая молчальница» идет не в его пользу. И мы горячо протестуем против архимандрита Митрофана и иже с ним, когда он, приводя в своем письме молитву Спасителя о своих распинателях «прости им, Господи, не ведят бо что творят», хочет видеть в ней и молитву Русской Церкви о своих гонителях в СССР. О, если бы подъяремная московская иерархия только молилась о развратителях детских душ молитвою Спасителя — «прости им, Господи, не ведят бо что творят» (хотя трест мозгов, заседающий в Политбюро, прекрасно знает, что творят), это было бы пол беды, но ведь иерархия, призванная защищать детские души пионеров и комсомольцев от растлевающего влияния богоборцев, благословляет пред лицом своего народа и всего мира вождя растлителей, воистину «ежедневно и ежечасно руководящего ими» и несчастными детьми, церковным благословением, Это НЕ ОСУЖДЕНИЕ и не хула «на сонм самоотверженных служителей», в чем нас обвиняет архим. Митрофан, — мы лишь приводим свидетельства подъяремности и основания, по которым НЕ ИМЕЕМ ПРАВА, будучи по воле Божией на свободе, ПОДЧИНЯТЬСЯ СЕМУ СОНМУ, несмотря на видимые возможности «сноситься с ним».

5.
Архимандрит Митрофан пишет: «ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ «Синода» Архиереев Русской Зарубежной Церкви, то его главе — Митрополиту Анастасию было воспрещено Иерусалимским Патриархом священнослужение у Гроба Господня и в других храмах Патриархата», и «подворье Палестинского Общества отобрано и возвращено законному владельцу — Московской Патриархии». — «Александрийский Патриарх Блаженнейший Христофор запретил своим священнослужителям иметь литургическое общение с Архиепископом Пантелеймоном в Тунисе».

НА ЭТО ОТВЕЧАЕМ:
Владыка Митрополит Анастасий в сане Митрополита и в звании Главы Синода на св. Земле у Гроба Господня не был, так как в 1935 году он, будучи еще в сане Архиепископа, был вызван из св. Земли в помощь болящему Митрополиту Антонию, а посему ему, как Главе Зарубежной Церкви, и не могло быть воспрещено богослужение как у Гроба Господня, так и в других храмах Иерусалимского Патриархата, В бытность же свою в Иерусалиме Начальником Духовной Миссии Владыка Анастасий НЕ ВСТРЕЧАЛ затруднений со стороны греков в служении у Гроба Господня; он даже принимал участие в ряде епископских хиротоний по приглашению Патриарха Иерусалимского Дамиана. О нормальных отношениях между Иерусалимским Патриархатом и Синодом Зарубежной Церкви свидетельствуют еще и следующие факты: назначение игумений Тамары в прошлом году было принято к сведению Патриархом и назначение архимандрита Димитрия и.д. Начальника Миссии.
Подворье же было отобрано не властью Иерусалимского Патриарха (напрасно архим. Митрофан соединяет в одном предложении мысль о «недопущении к богослужению» и мысль об отобрании подворья Миссии), а распоряжением правительства Израиля ОДНОВРЕМЕННО С ПЕРЕДАЧЕЙ СОВЕТАМ И ВСЕХ РУССКИХ БЕЖЕНЦЕВ, изгнанных из их стран по политическим мотивам, в обмен за оружие и дипломатическую поддержку, в то время, как другое имущество Русской Миссии, находящееся на территории того же Иерусалимского Патриархата на других правах владения, а также и не находящееся на территории Израиля, доселе состоит в полном пользовании Зарубежной Русской Синодальной Церкви (Прав. Русь №-4, 1949). Относительно же запрещения Александрийским Патриархом своим клирикам служить с Архиепископом Пантелеймоном в Тунисе архимандрит Митрофан допускает заведомо неправильное толкование: запрещение Патриарха Александрийского своим клирикам в отношении Архиепископа Пантелеймона имеет охранительный смысл, не более. Недоразумение произошло из-за прибытия Архиепископа Пантелеймона на территорию Александрийского Патриархата, каковое было принято Патриархом в смысле назначения Архиепископа Пантелеймона на русскую кафедру в С.-Африке без его ведома и согласия. Недоразумение рассеялось после разъяснения св. Синода, что Архиепископ Пантелеймон прибыл в Тунис временно, до получения визы на въезд в Канаду, куда он направляется для занятия постоянной кафедры.

6.
Архимандрит Ярославцев пишет: «ПАСТЫРЯМ И ЧАДАМ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ (архимандрит М. имеет в виду себя и свой приход) ДЕЛАЕТСЯ неприемлемое предложение о вхождении в неканоническую церковную организацию под руководством Синода Русской Зарубежной Церкви; этот Синод составляют архиереи, находящиеся под прещением Русской Церковной Власти, оставившие свои епархии и не могущие посему создавать самостоятельное церковное возглавление и претендовать на автокефальность их Церкви», — «Ни одна автокефальная Православная Церковь не признает и Синода Архиереев Русской Зарубежной Церкви, как возглавление самостоятельной Церкви и Она ни в одну из них не входит, что антиканонично».

НА ЭТО ОТВЕЧАЕМ:
А. — Из обозрения А.Г. «Над книгой святителя Алексия, Патриарха Московского и всея Руси: Слова, речи и послания» — (см. январский № «Ж.МЛ.» за 1949 г.) видно: что запрещению со стороны Московского Патриарха подвергся покойный американский Митрополит Феофил с тремя соепископами, как выразивший вначале подчинение Московскому Патриарху; Митрополит же Анастасий, никогда в качестве Главы Синодальной Церкви в подчинении патриархам Сергию и Алексию не находившийся, не мог быть запрещенным, вместе с подчиненными ему иерархами, без суда на свободно и законно созванном и вполне независимом в своих решениях Всероссийском Церковном Соборе с обязательным участием заграничных и особенно заточенных ныне в России епископов.
Невхождение же Синодальной Зарубежной Церкви ни в одну из православных Патриархий не означает ее непризнания, а НАОБОРОТ — является оказанием ей чести, как одной из крупных частей Великой Русской Церкви, оказавшейся за рубежом, что выражается и в предоставлении ей возможности жить и управляться согласно своим особенностям. Это особенно подчеркнула Сербская Православная Церковь, предоставив на территории своего Патриархата свободно образовывать православные русские приходы, подчиненные Синоду.
«Из церковной истории мы знаем, что уже очень рано Церковь, признавая поместный принцип нормой, стала по нужде дозволять очень широкие от него отступления. Таково, например, общеизвестное разрешение Шестого Вселенского Собора, позволившего своими 37 и 39 правилами предстоятелю и епископам Кипрской Церкви, переселившимся вследствие гонений в пределы Константинопольского Патриархата, сохранить свою автокефалию и все принадлежащие им права в месте своего временного поселения» (Еп. Нафанаил: «О судьбах Русской Церкви заграницей»). — Следовательно, если предстоятель и епископы небольшой Кипрской Церкви получили право автокефалии на территории чужой патриархии, то и два с половиной миллиона русского православного народа, ушедшего с Родины со своим епископатом,- имевшим к тому времени уже готовую церковную организацию в виде Высшего Церковного Управления, безусловно имеют право на свое церковное временное самоуправление. Так, оказывается, вопреки утверждениям архимандрита Митрофана, — «что Зарубежная Церковь никакими канонами не предусмотрена», — св. Вселенская Церковь предусматривает существование «зарубежных» Церквей своими канонами, 37 и 39 Шестого Вс. Собора, чего, к своему и нашему общему горю, не знает архим. Митрофан.
Но да ведает он, что Зарубежная Русская Церковь никогда и не мыслила себя самостоятельной (автокефальной!): всегда и везде она полагала себя частью Русской Православной Церкви, находящейся в настоящее время в пленении у безбожной власти, следовательно — вынужденно автономной частью Ее, и будет полагать себя в таковом положении впредь до освобождения Матери Церкви от ига власти «богоборческой и созыва Поместного Собора. И доселе она выражает свое единство со своей Матерью, прежде всего, литургически, в молитвенном поминовении «страждущего епископства гонимыя Церкви Российския», что является самой главной и живой нашей связью с Матерью Церковью, а также и в успешном отстаивании прав и Ее достоинств, за что зарубежные иерархи получили выражение признательности от Патриарха Тихона.

Б. — КАНОНИЧЕН ЛИ СВ. АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД, управляющий Русской Церковью Заграницей? — Эта власть зародилась на Юго-востоке России, который, будучи оторван фронтом почти трехлетней гражданской войны от центральной Церковной Власти в Москве, должен был церковно самоуправляться, и потому в мае 1919 года на Южнорусском Церковном Соборе в г. Ставрополе Кавказском, на основании 34 Ап. Правила, было образовано Высшее Церковное Управление, которое объединило несколько обширных епархий. Каноничность Юго-Восточного Высшего Церковного Управления была подтверждена Патриархом и высшими органами его управления, признававшими все распоряжения Юго-восточного Церковного Управления.
После гражданской войны, в конце 1920 года, заграницу пришла многочисленная русская паства. Это был не один лишь исход епископов, «бросивших свои «епархии», как утверждает архим. Митрофан, а около двух с половиной миллионов православных русских людей, со своими епископами и священниками, которые, распределившись по разным странам, влились частью в некоторые прежние русские приходы и епархии, а главным образом составили много новых. Давно у Русской Церкви существовали епархии в Америке и на Дальнем Востоке, Миссии в Китае, в Корее, в Персии, в Палестине, приходские и посольские церкви в странах Европы и Южной Америки. И все эти заграничные части Русской Церкви признали позже власть Высшего Церковного Управления, которое, прибыв в ноябре 1920 года в Константинополь, составило первый Собор Иерархов, переименовавший Юго-Восточное Церковное Управление в Высшее Церковное Управление Заграницей. И еще более прочным положение Высшего Церковного Управления Заграницей оказалось, в смысле каноническом, после получения Постановления Высшей Церковной Власти в Москве, изданного 7/20 ноября 1920 года за №-362, названного митрополитом Харбинским Мефодием «особым каноном Русской Церкви», доселе не отмененным, и которым мудро заранее предусматривалась возможность отрыва части епархии от Высшей Церковной Власти, а также возможность того, что сама эта власть прекратит свое существование.
В 1921 году Заграничное Высшее Церковное Управление переехало, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия, в Югославию, где и пребывало в Сремских Карловцах вплоть до эвакуации, во время войны в 1944 году. В течении первых месяцев 1922 года Святейший Тихон посылал письма и указания заграничным архиереям. В одном из писем он приветствовал заграничных иерархов «а наипаче старейшего из них Митрополита Антония». Патриарх Тихон в своей грамоте на имя Патриарха Димитрия еще 3/16 марта 1922 года приветствовал его с избранием на Сербский Патриарший Престол, о чем — пишет Святейший — «получил сведения от боголюбезных братии наших русских архиереев», находившихся в Сербии, и Патриарх Тихон горячо благодарит Святейшего Димитрия за его отношение к русским епископам. В последнем письме заграницу 25 марта 1922 года Патриарх Тихон касался дел Северо-Американской Церкви и ни одним словом не выразил неудовольствия Заграничному Высшему Церковному Управлению. Таким образом, еще в марте 1922 года патриарх Тихон не выявлял неудовольствия своего заграничному епископату, напротив, сердечно о нем отзывался. Но в условиях предельного насилия над Церковью, в тяжелых компромиссах с советской властью, надеясь достигнуть облегчения в гонениях, Святейший 22 Апр./5 мая 1922 года был вынужден издать указ о закрытии Высшего Церковного Управления ПО НЕЗАКОННОМУ МОТИВУ, который был указан в самом Указе: «ЗА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ», НЕ ИМЕЮЩИЕ ЦЕРКОВНО-КАНОНИЧЕСКОГО значения». Уже это одно выражение, которым составители Указа от 5 /мая 1922 года намеренно и мудро выдают свои сокровенные мысли и намерения и скрываются в то же время за ним от вымогателей чекистов, ДАЕТ полное ОСНОВАНИЕ НЕ ИСПОЛНЯТЬ ЕГО. Так понял этот указ и Митрополит Евлогий, на которого часто ссылается в своем письме архим. Митрофан. В своем письме Митрополиту Антонию м. Евлогий так писал об указе от 5/мая 1922 г.: — «Указ этот поразил меня неожиданностью и прямо ошеломляет представлением той страшной смуты, которую он может внести в нашу церковную жизнь. Несомненно — ОН ДАН БЫЛ ПОД ДАВЛЕНИЕМ большевиков». На следующий день после этого указа Патриарх был арестован вновь, а Московское Высшее Церковное Управление разогнано, и 3/16 мая Патриарх передал «всю полноту власти» Митрополиту Агафангелу в смысле именно постановления 1920 года, и Митрополит Агафангел посланием от 18 июня 1922 года просит епархиальных архиереев «управлять своими епархиями самостоятельно», т.е. в соответствии с тем же постановлением от ноября 1920 г., которое, конечно, было дано не для этого года, а в предвидении времени, когда нормальная деятельность Патриарха и других Высших Церковных органов прекратится.
Несмотря на все очевидные основания для неисполнения Указа от 5 мая 1922 г., Собор заграничных иерархов постановил принять к исполнению по форме Указ Патриарха и упразднить Высшее Церковное Управление и для организации новой высшей церковной власти созвать Всезаграничный Церковный Собор, на основании того же неотмененного Патриархом Указа от 20 ноября 1920 г. Созванный Всезаграничный Собор образовал временный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, каковой и получил все права и полномочия Русского Высшего Церковного Управления заграницей. Посему утверждение архим. Митрофана, что Высшее Церковное Управление Заграницей только изменило свое название НЕПРАВИЛЬНО, ибо зарубежный Синод и Собор создавались не в порядке отмахивания от распоряжения Высшей Церковной Власти в Москве, но законно, трудами Всезаграничного Собора и после роспуска Высшего Церковного Управления. Следует отметить, что решения Собора Архиереев, в виде Указа от 31 августа/13 сентября 1922 года за №-1 были подписаны: «За председательствующего Синода, Митрополит Евлогий» и разосланы Главам Автокефальных Церквей.
Архиерейский Синод осведомлял Патриарха, выпущенного на свободу, о своей деятельности. Патриарх Тихон свое отношение к существованию Синода и к его распоряжениям выражал молчаливым согласием, потому что большевики не раз вменяли патриархии в вину общение с эмигрантским духовенством, как политическое преступление… И все же, по делам Харбинской Епархии, и в споре о Чехословацкой юрисдикции, в своих телеграмме и письме, Патриарх определенно считался, как и прежде -во времена Высшего Церковного Управления, с решением заграничных архиереев. Прежняя деятельность Архиерейского Собора Заграничной Церкви продолжалась, и новых прещений по его адресу ни от Патриарха, ни от его заместителей, НЕ ПОСЛЕДОВАЛО, несмотря на требования большевиков. Указ Патриарха Тихона от 10 ноября 1923 года за №-106 и его предсмертное «завещание» от 1925 года, в которых требуется закрытие Зарубежного Синода и Собора, на которые ссылается архимандрит Митрофан, НЕ ИМЕЮТ канонической силы, согласно канонам Церкви, КАК ВЫНУЖДЕННЫЕ И НОСЯЩИЕ НА СЕБЕ ПРИЗНАКИ ЧЕКИСТСКОЙ ОБРАБОТКИ; ведь в Указе и в «завещании» заграничному духовенству вменяются НЕ ЦЕРКОВНЫЕ КАНОНИЧЕСКИЕ преступленья, а осуждается «вредная и контрреволюционная» деятельность зарубежного духовенства и оно призывается к прекращению своей «политической с врагами нашего народа деятельности», КАКОВЫЕ МОТИВЫ НЕ МОГУТ быть основанием для закрытия законно-канонических органов управления. И неосновательны указания архим. Митрофана на упомянутый Указ и «завещание» Патриарха еще более потому, что признаваемый им авторитет — Митрополит Евлогий сам ПРИЗНАВАЛ, что «ДОКУМЕНТ (завещание) КЕМ ТО СОСТАВЛЕН И ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ПОДСУНУТ К ПОДПИСИ» — «Я ЗА ЭТИМ ДОКУМЕНТОМ НИКАКОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ НЕ ПРИЗНАЮ, ХОТЯ БЫ ОН БЫЛ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАПИСАН И ПОДПИСАН ПАТРИАРХОМ» («Вечернее время» от 11/24 апреля 1925 года, №-304).
К глубокому сожалению, архимандрит Митрофан не знает того, что Митрополит Евлогий, которого он — единственного из числа прочих епископов ушедших заграницу — называет «правящим», хотя он ранее других иерархов очутился в Сербии, БЫЛ НАЗНАЧЕН ДВАЖДЫ ВЫСШЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТЬЮ ЗАГРАНИЦЕЙ «Управляющим приходами в Западной Европе» и ЧТО ЭТО НАЗНАЧЕНИЕ после того, когда усомнившийся в нем Настоятель Посольской Церкви в Париже прот. И. Смирнов обратился за разъяснениями, чрез Архиепископа Финляндского Серафима, к Высшей Церковной Власти в Москве, БЫЛО УТВЕРЖДЕНО таковой и от нее на имя Преосвященного Серафима был получен Указ от 26 марта / 8 апреля 1921 года за №-424, в котором говорилось: — «ВВИДУ СОСТОЯВШЕГОСЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАГРАНИЦЕЙ считать православные русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением преосвященного Волынского Евлогия». И ПРИХОДИТСЯ УДИВЛЯТЬСЯ, какую имеет цель архимандрит Митрофан, путая и затемняя простые и ясные определения и распоряжения согласных между собой Высших Церковных Властей в Москве и Заграницей относительно назначения Митрополита Евлогия, и какую цель преследует он, когда в качестве документов о назначении преосвященного Евлогия управляющим приходами в Западной Европе приводит указы Патриарха от 26 марта /8 апреля 1921 г. и 22 апреля/5 мая 1922 года, когда сам преосвященный Евлогий не признает за вторым Указом КАНОНИЧЕСКОЙ СИЛЫ, как «данным под давлением большевиков», и когда тот же преосвященный Евлогий, первый из всех заграничных иерархов, подписывает постановление Заграничного Собора от 9/22 октября 1924 г. за №-5 о недопущении ухода Митрополита Антония с поста Главы Собора и Синода Русской Церкви заграницей и состоит в числе членов Синода в качестве Заместителя Председателя вплоть до печального разделения в 1926 году. На вопрос этот можно ответить предположением, что архимандрит Митрофан стремится ЗАТУМАНИТЬ ИСТИННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ ДЕЛ, ВНЕСТИ СУМБУР В ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВОИХ ПАСОМЫХ и тем ОТДАЛИТЬ ЧАС ЧАЕМОГО объединения.
Патриарх Тихон мог только радоваться, что заграницей установилась каноническая церковная власть, основанная на Указе от ноября 1920 г.; знал Святейший и то, что Архиерейский Заграничный Собор и его Председатель Митрополит Антоний за время вынужденного в заточении молчания Патриарха выступали в защиту Патриарха (17 мая 1922 г.), выступали против живоцерковников (23 мая 1923 г.), а также в защиту истинного Православия, против которого вели подкопную работу модернисты Константинопольские Патриархи. Последние в 1923-1924 г.г., в угоду советской власти, даже признали «живую церковь» и вынесли постановление об упразднении Патриаршества в России. И Патриарх Тихон просил Финляндского Архиепископа Серафима, имевшего тогда возможность сноситься с Патриархом, благодарить заграничных иерархов за их молитвы, за помощь и хлопоты об его освобождении.
После кончины Патриарха Тихона и ряда сменившихся Местоблюстителей Патриаршего Престола, систематически советской властью отправляемых в ссылку, во главе Русской Церкви стал Митрополит Сергий, Пока он, считаясь с соборным голосом своих собратьев-иерархов, бывших в заключении и на свободе, стоял на канонических основах, он в вопросе самоуправления Зарубежной Церкви выражал следующее определение и решение. Когда в 1926 году между Митрополитами Антонием и Евлогием возник печальный инцидент, оба иерарха обратились к Местоблюстителю Митрополиту Сергию и просили его разрешить их спор. Митрополит Сергий уклонился от разбора дела двух старейших иерархов Зарубежной Церкви. Он и писал:
«Святители мои! Вы ПРОСИТЕ МЕНЯ БЫТЬ СУДЬЕЙ В ВАШЕМ ДЕЛЕ, КОТОРОГО Я СОВЕРШЕННО НЕ ЗНАЮ, ЯСНО, ЧТО И СУДЬЕЙ МЕЖДУ ВАМИ Я БЫТЬ НЕ МОГУ. МОЖЕТ ЛИ ВООБЩЕ МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ БЫТЬ ТЕПЕРЬ РУКОВОДИТЕЛЬНИЦЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ЭМИГРАНТОВ ПРАВОСЛАВНЫХ, КОГДА МЕЖДУ НАМИ ФАКТИЧЕСКИ НЕТ СНОШЕНИИ? Польза самого дела требует, чтобы Вы общим согласием СОЗДАЛИ ДЛЯ СЕБЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИЙ СИЛУ ПРЕСЕКАТЬ ВСЯКОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ, НЕ ПРИБЕГАЯ К НАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ. ВСЕГДА НАЙДУТСЯ ОСНОВАНИЯ ЗАПОДОЗРИТЬ ПОДЛИННОСТЬ НАШИХ РАСПОРЯЖЕНИЙ или объяснить их недостаточной осведомленностью» («Церк. Летопись», 1945 г.).
Спрашиваем архимандрита Митрофана: можно ли после всего сказанного сомневаться в каноничности Церковного Управления Русской Заграничной Церкви?
Но после того, как М. Сергий, сойдя с канонического пути, решил управлять Русской Церковью, не считаясь с голосами собратий-иерархов, и объявил в 1927 году пресловутую «декларацию», Заграничный Архиерейский Синод постановил отделиться от неканонического возглавления Церкви Российской, что явствует из следующего постановления Собора заграничных Архиереев: — «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной Властью ввиду невозможности нормальных с ней сношений и ввиду порабощения ее безбожной советской властью, ЛИШАЮЩЕЙ ЕЕ СВОБОДЫ В СВОИХ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯХ и свободы канонического управления Церковью; ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ НАШУ ИЕРАРХИЮ В РОССИИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРИЗНАНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ЗАГРАНИЧНОЙ ЧАСТЬЮ РУССКОЙ ЦЕРКВИ впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и ДО ОСВОБОЖДЕНИЯ НАШЕЙ ЦЕРКВИ ОТ ГОНЕНИЯ БЕЗБОЖНОЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно святым канонам, определениям Всероссийского Собора 1917-18 г.г. и постановления Патриархии от 7 /20 ноября 1920 года, при помощи Архиерейского Синода и Собора Епископов. Заграничная часть Русской Церкви почитает себя НЕРАЗРЫВНОЙ, ДУХОВНО ЕДИНОЙ ВЕТВЬЮ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. ОНА НЕ ОТДЕЛЯЕТ СЕБЯ ОТ СВОЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКВИ И НЕ СЧИТАЕТ СЕБЯ АВТОКЕФАЛЬНОЙ» (Смотри: «Церковные законы», Джорданвилль, 1948 г,; «Ответы на вопросы», прот. И.Чернавин; «Призыв к прекращению зарубежной церковной смуты» — Апрель-май 1930; «О судьбах русской Прав. Церкви заграницей», Еп. Нафанаил; «Каноническое положение Высшей Ц. Власти в СССР и заграницей»,прот. М. Полский и др.).
Здесь считаем необходимым спросить архим. Митрофана, ЗАЧЕМ берется он рассуждать на темы, в которых сам не разбирается, вменяя Зарубежной Церкви «претензии на автокефальность» и считая пороком «невхождение Ее ни в одну из самостоятельных Церквей», о чем уже была речь.
В. — Признают ли ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ НАШУ ЗАРУБЕЖНУЮ, видно из следующего:

  1. СЕРБСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
    О признании со стороны Сербской Церкви мы уже говорили. К сказанному добавим, что Собор Сербской Церкви от 6 декабря 1927 года постановил: ПО КАНОНАМ СВ. ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, КОГДА ПРАВОСЛАВНАЯ ИЕРАРХИЯ СО СВОЕЮ ПАСТВОЮ ВСЛЕДСТВИЕ ГОНЕНИЙ ПЕРЕЙДЕТ В БЕЖЕНСТВО НА ТЕРРИТОРИЮ ДРУГОЙ ЦЕРКВИ,ОНА ИМЕЕТ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ, вследствие этого таковое право необходимо признать и за Русской Церковной Иерархией на территории Сербской Церкви, конечно, под защитой и надзором Сербской Церкви». И напрасно архим. Митрофан связывает с требованием Московской Патриархии о подчинении ей заграничной Церкви (23 марта 1933 г., №-311) имя великого Патриарха Сербии Варнавы. В этом случае роль Святейшего Варнавы была чисто передаточной и Патриарх Варнава, вместе с русскими иерархами, участвовал в работе противоположного направления, а именно, в выработке «Временного положения о Русской Православной Церкви заграницей» и сам подписал это положение 2 ноября 1935 гола.
  2. ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
    Стоя перед несомненной правотой Русской Зарубежной Церкви в каноническом отношении, Греческая Церковь оказывает ей подобающее благоволение, а именно:
    o а) Патриарх Максим принял поздравление архимандрита Серафима от имени Председателя Русского Заграничного Синода, Митрополита Анастасия, прося благодарить Владыку Анастасия (Пасха 1947 г.).
    o б) Совсем недавно, в день св. Ап. Петра и Павла в 1947 году, в русском Женевском храме, с благословения епископа Нафанаила, служил с нашим духовенством греческий Митрополит Пантелеймон Эдесский, сугубо подчеркнувший свое почитание Митрополита Анастасия. Настоятель храма архимандрит Леонтий в приветствии Высокому Представителю Вселенской Церкви, с которой Русская Церковь всегда была связана древними историческими узами, выразил радость сослужить Высокому Гостю. «В этом сослужении, — закончил о. Настоятель, — вопреки всем попыткам со стороны нарушить наше братство во Христе, ВНОВЬ ЯВЛЕНО НЕПОКОЛЕБИМОЕ ЕДИНСТВО СВ. ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ». Помимо архим. Леонтия, Митрополиту сослужили временно находившийся в Женеве протоиерей-профессор о. Г. Флоровский, один из ближайших сотрудников Экзарха Константинопольского Патриарха в Париже, м. Владимира. На великом входе м. Пантелеймон ПОМИНАЛ, после Вселенского Патриарха, Митрополита Анастасия и Епископа Нафанаила (Прав. Русь №-12, 1947).
    o в) В чистый Четверг 25 февраля 1947 г. св. Николаевский приход в Царьграде, юрисдикции заграничного Синода, посетил Вселенский Патриарх Афинагор. После краткого молебна и многолетия Святейший Афинагор посетил о. Настоятеля храма, приняв от него угощение (Прав. Русь №-16,1947).
    o г) Вселенский Патриарх Афинагор, принимая в греческом Соборе в Сан-Франциско представителей Русской Зарубежной Церкви о. прот. М. Польского и сопровождавшего его протодиакона Ф. Задорожного, приглашает их сослужить ему и заявляет, что он одинаково относится ко всем русским, независимо от их юрисдикции (П.Р. №-24,48).
    o д) В четверг на первой неделе В. Поста 1949 года Вселенский Патриарх Афинагор вновь посетил св. Николаевскую церковь Заграничного Синода в Константинополе и просил о. Настоятеля передать добрые пожелания Митрополиту Анастасию.
    o е) По примеру прошлых лет Настоятель русского Синодального прихода в Константинополе приветствовал от имени Председателя Синода Зарубежной Церкви, на пасхальном приеме 1949 г., Святейшего Патриарха Афинагора (П. Р. №-11,1949).
    o ж) 24 октября 1948 г., по приглашению настоятеля греческой церкви города Цинциннати, прот. о. А. Чернай участвовал в архиерейском служении, которое совершил греческий Архиепископ Афинагорас. После богослужения был официальный обед, на котором присутствовало около ста приглашенных. Архиепископ Афинагорас отметил в беседе с о. А. Чернай, что он высоко уважает М. Анастасия за его твердость и непоколебимость в истине. Представляя своей пастве прот. А. Черная, Преосвященный Афинагорас, сказал о гонимой в Советском Союзе Русской Церкви, о Ее многотрудном пути и особо отметил, что свободная Русская Церковь заграницей возглавляется Митрополитом Анастасием, к юрисдикции которого принадлежит и о. А. Чернай (П.Р. №-21, 1948).
    o з) Вселенский Патриарх и Председатель Синода Русской Церкви заграницей ежегодно обмениваются приветственными грамотами.
  3. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    o а) Накануне приезда в Каир Митрополита Ленинградского и его спутников, Патриарх Христофор вызвал к себе настоятеля русского прихода в Каире о. Аристоклия. К Патриарху отправился предварительно староста русской церкви и начальник русской колонии в Египте М. Скарятин. Сначала Патриарх потребовал, чтобы о. Аристоклий со своим приходом перешел из юрисдикции заграничного Синода в юрисдикцию Московской Патриархии и назвал всех неподчиняющихся «революционерами». Когда же Скарятин, состоящий чиновником египетского правительства, разъяснил Патриарху, что египетское правительство, состоя в дипломатических отношениях с советским правительством, одновременно благоприятно относится и к русским зарубежникам, Патриарх изменил тон. Он сказал, что отлично понимает, что Московская Патриархия является простым орудием в руках безбожного правительства и просил даже г. Скарятина помочь ему убрать из Александрии иеромонаха Алексия (Дехтерева), имевшего советский паспорт, и заменить его «хорошим». Скарятин заявил, что готов оказать этому содействие, но может устроить приезд священника только юрисдикции Р. Зарубежной Церкви. (Пр. Р. №-1,1947).
    o б) В конце В. Поста 1947 г. в Александрию прибыл назначенный Митрополитом Анастасием новый настоятель русского прихода, игумен Зосима, вместо перешедшего в московскую юрисдикцию иеромонаха Алексия (Дехтерева), захватившего в свои руки храм. Временно русскую паству, до прибытия священника от М. Анастасия, обслуживал знающий русский язык греческий архимандрит. Прибывший игумен Зосима посетил Патриарха Христофора и сообщил ему о своем неуклонном подчинении Зарубежной Церкви, а на вопрос Патриарха об отношении к Московской Патриархии подтвердил, что таковой не признает и не подчинится по причинам канонического и морального характера (Пр. Р. №-6, 1947).
    o в) Указом Русского Заграничного Синода настоятель русской церкви в Александрии игумен Зосима возведен в сан архимандрита. Возведение совершил Христофор, Патриарх Александрийский (Пр. Р. №-7-8, 1949).
    o г) Наконец, настоятель греческой церкви в Казабланке, Викарий Патриарха Александрийского в С.-Африке, архимандрит Димитрий, уезжая из Марокко на более продолжительное время, передает в распоряжение прот. Митрофана Зноско-Боровского свой храм, поручая ему служение в этом храме и удовлетворение нужд духовных его паствы.
  4. АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Антиохийский Патриарх, начавший переписку с Патриархом Тихоном относительно перевода православных сирийцев в С.-Америке, находившихся в ведении Русской Церкви, в юрисдикцию родной им Антиохийской Церкви, обращается после кончины Святейшего Тихона по тому же вопросу к Архиерейскому Синоду Русской Заграничной Церкви, как к каноничному и законному представителю Русской Церкви заграницей, и с ним ведет переписку, каковая переписка закончилась постановлением Архиерейского Собора в Ср.-Карловцах к полному удовлетворению Патриарха Антиохийского Александра («Церк. Жизнь», №-10-11-12, 1949 г.).
  5. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ. ЭКЗАРХАТ в Зап. Европе.
    o а) В воскресенье 15 февраля 1947 г. в Крестовоздвиженском храме в Женеве совершил Литургию благочинный о. Архимандрит Леонтий в сослужении прот. А. Дьякова и о. Георгия Флоровского. Архимандрит Леонтий — юрисдикции 3. Синода, а сослужившие ему — Константинопольского Экзархата (Пр. Р. №-3,1947).
    o б) Епархиальное Собрание Русского Константинопольского Экзархата в Париже на заседании своем от 3 октября 1949 г. приняло резолюцию, в которой предлагает Епархиальному Управлению «ИЗЫСКАТЬ МЕРЫ К УСТАНОВЛЕНИЮ ВОЗМОЖНО ЛУЧШИХ ОТНОШЕНИЙ с юрисдикцией, возглавляемой М. Анастасием» (Пр.Р.№-19,1949).
    o в) Профессор Н. С. Арсеньев говорит: «С точки зрения церковной, позиция М. Анастасия наиболее правильная» (Пр. Р. №-5, 1947).
    После приведенных исторических справок спросим, какую цель преследует Архимандрит Митрофан, УТВЕРЖДАЯ В ПИСЬМЕ СВОЕМ и распространяя СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ ЛОЖНЫЕ свои утверждения о нашем «невхождении в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», о «непризнании нашего духовенства восточными Патриархами» и о «безблагодатности» такового? Для нас теперь ясно: Архимандрит Митрофан или совсем не понимает канонического строя Вселенской Церкви, не знает Ее Истории, или ИМЕЕТ ЗЛОНАМЕРЕННУЮ ЦЕЛЬ.

7.
Архимандрит М. Ярославцев обвиняет Митрополита Анастасия в том, что в своем пасхальном послании 1948 года и в слове 16/29 июля 1951 г. владыка Митрополит Анастасий «ПРИЗЫВАЛ К ОЧИЩЕНИЮ РУССКОГО НАРОДА АТОМНОЙ БОМБОЙ, ОГНЕМ И КРОВЬЮ».
Вот слова Митрополита об атомной бомбе из его пасхального послания: «Атомные бомбы и все другие разрушительные средства, изобретенные нынешней техникой, поистине МЕНЕЕ опасны для нашего Отечества, ЧЕМ НРАВСТВЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ, какое вносят в русскую душу своим примером высшие представители гражданской и церковной власти. Разложение атома приносит с собой только физическое опустошение и разрушение, а растление ума, сердца и воли влечет за собою духовную смерть народа, после которой нет воскресения».
А вот слова нашего Владыки Анастасия об очищении русского народа «огнем и кровью» из его слова, сказанного 16/29 июля 1951 года: — «Кто Бог велий, яко Бог наш! Он не перестает творить чудеса в нашей истории. Он, Который повелел из тьмы свету воссиять в нашем Отечестве девять с половиной веков тому назад, снова просветит его Светом Своего богоразумия и восстановит Свою Державу и Свое Царство на Руси, очищенной новым крещением огнем и кровью». Беспристрастному читателю понятно, что в этих словах заключен не призыв к «очищению огнем и кровью», а глубокая надежда и вера в воскресение Божьего Царства на Руси, уже очищенной «новым крещением огнем и кровью» настоящих и прошлых страданий Русского народа.
Но если бы кто решился подозревать Владыку Анастасия в чем либо другом, то для тех, в том числе и для Архимандрита Митрофана, бывшего офицера, участника Белой Борьбы, в свое осуждение, похваляющегося тем, что был он сподвижником ген. П. Врангеля, приводим слова, сказанные Митрополитом Анастасием на празднике освящения Храма-Памятника в Брюсселе 6/19 июня 1949 г.: «Напрасно современные верховные правители государств усиливаются восстановить равновесие в мире всеми, способами, в числе коих предусматривается и устрашение наиболее беспокойных и немирных членов международной семьи атомными бомбами и другими разрушительными орудиями. Опыт последней войны показал, что это последнее средство не всегда достигает своей цели. Нельзя гасить огонь огнем и духу насилия и разрушительной жестокости противопоставлять тоже орудие. Это только увеличивает взаимное озлобление воюющих и ведет к полному разложению христианской культуры и самоистреблению человечества» (Пр. Р. №-13, 1949).
Какими же побуждениями, спрашиваем мы, руководился Архим. Митрофан, ВОЗВОДЯ КЛЕВЕТУ НА Первосвятителя нашей Православной Русской Церкви заграницей?

8.
Архимандрит Митрофан пишет: «В Рождественском послании 1948 г. Митрополит Анастасий НЕВЕРНО УТВЕРЖДАЛ, что в «Службе всем святым в Земле Русской просиявшим» вычеркнуты наименования «Царь, Владыка, Царица, Богородица, а также упоминания о злых духах», обвиняя Митрополита Анастасия следующими словами: — «Для чего это пишется, как не для возбуждения общественного мнения против возглавления св. Русской Церкви — самоотверженных Архипастырей».
Вот подлинные слова Владыки Анастасия в указанном послании: «Как глубоко внедряется влияние Советской Власти не только во внешнюю, но и во внутреннюю жизнь Церкви, об этом с особенной ОЧЕВИДНОСТЬЮ свидетельствуют те грубые и часто кощунственные искажения, какие в угоду ей нынешняя Церковная Власть дерзнула внести в величественный чин службы «Всем святым в земле Российской просиявшим», выработанный на Всероссийском Соборе 1917-1918 г.г. Оттуда изъято всякое упоминание о «новых мучениках и страстотерпцах» Русской Церкви, а равно о нынешних страданиях русского народа. У святых князей и даже Просветителя Руси св. Владимира отняты их титулы. Дерзость исправителей дошла до того, что они Самого Господа сознательно не хотят нигде назвать «Царем» и «Владыкой», как и Пречистую Матерь Божию — «Царицей» и «Владычицей». Рядом с этим они изгладили в чине службы все места, напоминающие о злых духах, действующих в мире, и о христианской борьбе с ними».
В своих утверждениях архим. Митрофан, видимо, повторяет злобно — клеветнические нападки пресловутой г-жи Н. Каллаш, которая в №-192 пробольшевистской газеты «Русские Новости» за 1949 год, приводя даже несколько выдержек из «Службы всем святым в земле Российской просиявшим» — единственные места во всей службе, которые почему-то уцелели от «чистки» (быть может, это сделано с преднамеренным умыслом, на всякий случай!) и где действительно сохранились слова «князья», «Царь» и «Царица», — однако, умалчивает о тех ДЕСЯТКАХ МЕСТ СЛУЖБЫ, где эти слова ТЩАТЕЛЬНО «ВЫЧИЩЕНЫ». Так, на протяжении всей службы последнего Московского издания Просветитель св. Равноапостольный Князь Владимир и прочие наши благоверные Князья НИГДЕ НЕ НАЗЫВАЮТСЯ князьями, как это было в прежнем издании службы; мало того, выброшена даже вся целиком СТИХИРА, воспевающая наших благоверных князей; равным образом, НАЛОЖЕН ЗАПРЕТ НА СЛОВА «Царь» и «Царица», как например — в 5-ой песни канона ВМЕСТО «ГОСПОЖЕ и ЦАРИЦЕ» стоит просто «Госпоже». Целиком выброшена 5-ая стихира на «Господи воззвах» прославляющая «мучеников Христовых преблаженных»; совершенно исключены и заменены другими последние тропари 9-ой песни канона, воспевающие «новых страстотерпцев, веру Христову, яко щит пред учении мира сего державших», выброшен 3-й и тропарь той же песни, посвященный Святителю Иосифу Астраханскому, пострадавшему от «безбожных мятежников». В 4-ой песни канона СОВЕРШЕННО ПЕРЕДЕЛАН тропарь священномученику Патриарху Гермогену, очевидно, вследствие того, что он там прославляется, как «другой Златоуст во обличение грехолюбных и мятежных и строитель православного Царствия» ОТОВСЮДУ из службы ВЫБРОШЕНЫ слова и выражения, где говорится о каких-либо нестроениях, мятежах, гонениях на веру, страданиях и скорбях русского народа (смотри стихири на литии, на стиховне, 7-ый тропарь 1-ой песни канона, Богородичен 7-ой песни канона, 1-ый тропарь 8-ой песни канона и Богородичен той же песни). Самым ТЩАТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ «ВЫЧИЩЕНЫ» ВСЕ МЕСТА, где говорится о «тьме неверия» (разве можно по марксо-ленинским представлениям неверие назвать тьмою?!), о злой бесовской силе и о борьбе с нею: СМОТРИ 2-ой тропарь 6-ой песни канона, Богородичен той же песни, первый тропарь 7-ой песни и 7-ой тропарь той же песни, 1-ый тропарь 8-ой песни».
Так подозрения архим. Митрофана на Владыку Анастасия «в возбуждении против Возглавления св. Русской Церкви общественного мнения» падают на него самого, ибо из сделанного выше сравнения служб ЯСНО ВИДНА КЛЕВЕТНИЧЕСКАЯ ПРЕДНАМЕРЕННОСТЬ архимандрита Митрофана, вслед за своими единомышленниками из парижских «Русских Новостей», ОЧЕРНИТЬ маститого Митрополита.
Нам остается лишь повторить за Владыкой Анастасием: «Так большевистская рука начинает незримо налагать свою печать на самый текст церковных молитв и песнопений, вводя в них не только желательную ей политическую окраску, но и яд религиозного отрицания, благодаря недопустимой уступчивости правящей иерархии».

9.
Клевета на Митрополита Анастасия в связи с благодарственным адресом Германскому Правительству (Гитлеру) от 12 июня 1938 года, в котором Владыка Митрополит, якобы, назвал Гитлера «вождем в мировой войне за мир г правду», следовательно, ДО НАЧАЛА ВОЙНЫ, так как мировая война началась более чем через год после вручения адреса, повторяется и архим. Митрофаном. Он вместе с единомышленниками не имеет права повторять эту клевету, уже хотя бы потому, что Кремль 23 августа 1939 года заключил договор с ненавистной гитлеровской Германией о ненападении, потом вместе с Гитлером «по братски» разделил Польшу и до лета 1941 года усердно помогал Гитлеру в войне против Англии и Франции всеми ресурсами, — не из желания ли помочь «вождю в мировой войне за мир и правду»? — в чем обвиняется Митрополит Анастасий.
Всем известно, что означенный адрес явился долгом вежливости и выражением обычной благодарности Государству за сооруженный им в Берлине православный храм, на освящение которого прислали своих представителей Сербская и Болгарская Церкви, а Патриарх Антиохийский Александр и Архиепископ Афинский Хризостом приветствовали это событие особыми грамотами. Архиепископ Хризостом выражал сожаление, что не мог прибыть на освящение храма лично. «Но мысленно — писал он — я был там и благодарил Бога за учреждение православного храма на чужбине. Это событие должно утешать тех, которые или сами страдают от гонений на Церковь в России или следят за этим гонением, которое напоминает гонение первых веков христианства».
«Архиерейский Синод никогда не предписывал молитв о победе Гитлера и даже запрещал их, требуя, чтобы русские люди молились в это время только о спасении России» (Из Канцелярии Синода).
Вся возводимая на Митрополита Анастасия клевета получила достойную отповедь от Архиерейского Синода Русской Церкви Заграницей (см. помянутую выше информацию из канцелярии св. Синода, напечатанную в журнале «Прав. Русь»). Горячую отповедь на эту клевету дал также Сербский Патриарх Гавриил, который, в бытность свою в Лондоне в октябре 1945 года, заявил различным церковным кругам — русским, английским и польским, с ЧУВСТВОМ ГЛУБОКОЙ СИМПАТИИ И ЛИЧНОЙ ДРУЖБЫ к Митрополиту Анастасию, что последний с ВЕЛИКОЙ МУДРОСТЬЮ И ТАКТОМ держался при немцах, был всегда лоялен к сербам, несколько раз подвергался обыскам со стороны немцев и совершенно не пользовался их доверием («Русско-Американский Православный Вестник», № 1, 1946), Это свое заявление Патриарх Гавриил с еще большей силой ПОДТВЕРДИЛ в Москве на совещании по случаю 500-летия Автокефалии Русской Церкви, горячо выступив против попыток обвинить Митрополита Анастасия и Заграничный Собор.

10.
Почему так много неправды и тенденциозности в ответе архимандрита Митрофана Ярославцева? На этот вопрос отвечает одно из его писем нашему соотечественнику от 8 июня 1945 года, в котором он уже тогда изрыгал хулу на наш народ, утверждая, что наш народ и власть большевиков — одно. В письме том он пишет: «Никто там никого не собирается свергать, как вы думаете, да и не к чему… Там истинная демократия».
Мы писали в обращении нашем к архимандриту Митрофану (в миру — Михаил) и к его прихожанам от 29 апреля 1952 года и вновь свидетельствуем, что «не расчет или иные земные побуждения руководят нами в стремлении к миру, но сознание ответственности пред Нелицеприятным Судьей и соображения пользы пастырского дела в Марокко», — а архимандрит Митрофан пишет нам в ответ: — «оставьте нас в покое, не досаждайте нам своими необоснованными претензиями и не мешайте нам спокойно молиться, превосходящая численность ваших прихожан и лучшие чем у нас материальные возможности способствуют Вам созданию храма лучше и больше нашего». Это ли пастырский ответ?
Архимандрит Митрофан сетует, что «многие (не все) члены «Общины» по политическим соображениям чуждаются православного храма в Рабате, где православными священнослужителями совершается строго православное богослужение». Да, ни один честный и логически мыслящий христианин не может и не должен молиться с ним, пока он не смоет с себя вины в ужасной клевете и не откажется от антихристианских мыслей, заключающихся в следующих словах его вышеуказанного письма соотечественнику: «ЭМИГРАЦИЯ НАША — НИЧТО. ЛЕС РУБЯТ — ЩЕПКИ ЛЕТЯТ. КОГДА СОЗДАЕТСЯ НОВОЕ МОГУЩЕСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НИКТО НА ЖЕРТВЫ НЕ СМОТРИТ (неужели не смотрит на них и православный русский пастырь?). РЕКА ВСПЯТЬ НЕ ТЕЧЕТ И НАДО ПРИНИМАТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ (значит, и Антихриста надо принять?) ИЛИ УХОДИТЬ В СТОРОНУ… ОППОЗИЦИЯ ТЕПЕРЬ НИ К ЧЕМУ И ВЫЗЫВАЕТ ТОЛЬКО НЕДОУМЕНИЕ»… Архимандрит Митрофан взывает к прот. Митрофану Зноско-Боровскому: «Надеюсь, что Вы поймете мои чувства скорби о церковных разделениях — в Марокко, НЕ НАМИ, а ВАМИ ВЫЗВАННЫХ». Неужели о. Архимандрит забыл, что «церковные разделения» в Марокко начались еще в 1946 г., за два года до прибытия в Африку прот. митр. Зноско, что подтверждается следующими документами:
1) «Объединение Уроженцев СССР в Марокко. Временное Правление, Казабланка, 18 января 1947 года. ИНФОРМАЦИЯ №-3 для членов объединения и соотечественников, проживающих в Марокко… Русский Православный приход в Марокко: Временное Правление с глубоким сожалением прислушивается к НЕКОТОРЫМ РАЗНОГЛАСИЯМ, ПОЯВИВШИМСЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ среди прихожан по вопросу признания юрисдикции Московского Патриарха»…
2) Письмо Старосты прихода в Казабланке адмирала Русина А.И. от 17 января 1948 года на имя архимандрита Варсонофия: — «Вы мне писали, что подходит время Общего Годового Собрания прихожан, что согласно пар. 75 Тихоновского Устава Вас заменит на собрании о. Митрофан. На эти письма приходится дать следующий ответ: после опыта 15 декабря 1946 года повторение подобного собрания прихожанами храма в Казабланке не может быть допущено. Никакого контроля и никаких указаний ни Вы, ни так называемая Вами администрация, после 16 дек. 1946 г., осуществлять на церковные дела и на храм в Казабланке не может. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ вы УШЛИ ОТ НАС, прихожан храма в Казабланке».
Где же искренность взываний и где правда архимандрита Митрофана? Оказывается разделение уже существовало с 16 декабря 1946 года, оно — согласно «Информации №-3 уроженцев СССР в Марокко» — продолжалось и в 1947 году, протоиерей же Митр. Зноско-Боровский прибыл в Африку в СЕНТЯБРЕ 1948 года. Так неправда ключом бьет из каждой строки ответа нам архимандрита Митрофана,
Он, например, пишет: «Вы (имеется ввиду прот. М. 3-Б.) утверждали заведомую неправду, что наша юрисдикция возникла усилиями советских граждан совместно с полпредом». — Однако, в той же «Информации №-3» в отделе — «Русский православный приход в Марокко» говорится следующее: «Временное Правление с глубоким сожалением ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к некоторым разногласиям, появившимся в последнее время среди прихожан по вопросу признания юрисдикции Московского Патриарха… ПОЭТОМУ Временное Правление РЕШИЛО РАСПРОСТРАНИТЬ ДОКЛАД его (архимандрита Варсонофия), предназначенный для чтения на общем Собрании Марокканского прихода в Рабате 9 февраля с.г. и ПРИГЛАШАЕТ всех СВОИХ ЧЛЕНОВ и ВСЕХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ православного вероисповедания ЛИЧНО и ПО ДОВЕРЕННОСТИ ПРИСУТСТВОВАТЬ на этом Собрании и ПОДДЕРЖАТЬ архимандрита Варсонофия». Итак, №-3 Информации «Объединения Уроженцев СССР в Марокко» ОПРЕДЕЛЕННО ДОКАЗЫВАЕТ, что юрисдикция Московского Патриарха в Марокко (а следовательно, и разделение православного общества!) возникли ПРИ ЯВНОЙ ПОДДЕРЖКЕ И ВЛИЯНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПАТРИОТОВ, несомненно — и полпреда, им содействовавшего.
Далее, архимандрит Митрофан упрекает прот. Митр. Зноско-Боровского в небратолюбном отношении к покойному о. архимандриту Варсонофию. По рассказам людей, знаем почившего, как глубоко верующего, отзывчивого к чужой беде и нужде, прямого в высказывании своих убеждений человека, но о. Варсонофий и о. Митрофан Зноско-Боровский — люди разных взглядов и разного политического положения: о. Варсонофий — гражданин Сов. Союза, а о. Протоиерей — эмигрант. Мы смотрели на о. Варсонофия, как на человека обманутого: вместо возможности служить своему нестрадавшему народу, вместо обещанной ему епископской кафедры, хозяева нашего страждущего Отечества жестоко бросили его у разбитого корыта. В силу такого представления об о. Варсонофий мы не считали возможным тревожить его своими посещениями. Что бы это дало? Всего лишь растеребило раны старца, смиренно несущего свой крест, не считая возможным его с себя снять. С чистой совестью можем засвидетельствовать, что нигде и никогда, за все время нашего пребывания в Марокко, мы не только не выступили лично против о. Варсонофия, но и не оскорбили его и словом. Этим объясняется и совершение в нашем храме в г. Казабланке панихиды по почившем. А может ли архимандрит Митрофан, как долголетний сослужитель о. Варсонофия и его подчиненный, засвидетельствовать во всеуслышание, что он ВЕЗДЕ и ВСЕГДА с уважением отзывался перед прихожанами о почившем своем Настоятеле и что его отношение к о. Варсонофию было корректным и братолюбным?
Вот пока все, что мы находим нужным сказать в ограждение истины. С настоящим разъяснением мы обращаемся к православной общественности, ТВЕРДО ВЕРЯ В ПРАВДУ БОЖИЮ.
9/22 июня 1952 г.,
День всех Святых Земли Российской,
Казабланка.