В 1927 году – спустя два года после скоропостижного упокоения Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) – заместитель патриаршего местоблюстителя Петра (Полянского) митрополит Сергий (Страгородский) в тайном сговоре с большевиками захватил церковную власть. Он пошел на полное соглашательство с безбожной советской властью, спасаясь от репрессий, обрушившихся на нашу церковь в те страшные годы. Суть новой церковной политики выразилась в декларации нового местоблюстителя Сергия, изданной им в том же году1. Это была политика полного соглашательства и приспособленчества к требованиям безбожных властей и получила название — сергианство.
Митрополит Сергий Страгородский утверждал, что так он спасает Церковь в новых исторических условиях, дает ей возможность легального существования, сохранения храмовых зданий и другого имущества. При этом соборно не признанный глава церковной организации подчеркивал, что поскольку традиции церковного обряда не нарушаются, то значит и спасительная функция Церкви для прихожан сохраняется. Он де поступается только внешней свободой Церкви во имя сохранения Её главного мистического назначения – спасения человеческой души…
Правильно или ложно это утверждение? Давайте оценим его ретроспективно, с позиций почти столетнего опыта существования МП РПЦ.
С самого начала, после опубликования митр. Сергием своей декларации о солидарности с новой властью и сотрудничестве с большевиками, его обращение не было принято большинством верующего русского народа и церковной иерархии2. Православное сознание народа, воспитанного на верности Богу, Царю и Отечеству, не могло принять чуждые русскому человеку идеалы. Примирение и соглашательство с безбожной властью коммунистов, основанной на материалистичных, а зачастую и сатанинских началах3, воспринимались православными людьми как предательство Веры и Родины. Ярким примером таких взглядов можно считать иосифлянское движение непоминающих4, которое получило свое название по имени будущего священномученика митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), бескомпромиссно выступившего против предательской декларации митр. Сергия.
Если сергиане считали, что главным является соблюдение церковного обряда и сохранение имущества храмов, то иосифляне отвергали эти положения. Они утверждали, что самое важное – это сохранение чистоты веры и жизни по евангельским заповедям. То есть, как утверждали катакомбники (церковь, ушедшая на нелегальное положение), спасение души определяется не материальной стороной церковной организации и внешним обрядом, а духовной силой православного сознания, укорененного в учении Церкви.
Церковь – это есть в первую очередь Тело Христово, главой Которой является сам Богочеловек Иисус Христос. Так вот Её-то, Церковь, спасать как раз и не надо, ибо именно Она сама спасает всех тех, кто является членами соборной апостольской Церкви, многочисленными частями Её мистического Тела. Сама же церковная организация (поместная, автокефальная или вселенская) может или частично совпадать с Телом Христовым, или быть вне Его со всей наполняющей её иерархией, независимо от их статуса и социального положения5.
Войти в Церковь Христову, стать Её членом может только тот, кто усвоил Евангельский дух, сообразовал свою жизнь со святоотеческим учением. Усвоение церковного писания и предания являются необходимыми условиями в деле спасения православного человека. За это ратовали и на том всегда стояли и катакомбная, и зарубежная православная церковь (РПЦЗ).
Митр. Сергий (Страгородский) и его последователи избрали иной, предательский путь. К чему же он привел? Завершив к 1932 году уничтожение почти всех тайных общин катакомбной церкви, принципиально враждебной им по духу, большевики с таким же ожесточением взялись за лояльную к ним православную церковную организацию6. В планах большевиков значилось полное уничтожение к 1942 году всех православных храмов и всего духовенства РПЦ как носителей чуждой большевизму идеологии. Всех до единого! Стратегической задачей советской власти было воспитание на антихристианских идеях марксизма-ленинизма нового поколения людей, чуждых вере и культурно-историческому наследию православной России. И, несомненно, лишь по попущению Божию война с фашистской Германией, разразившаяся в 1941 году, спутала сатанинские карты безбожников7.
К 1940 году из всей церковной иерархии в СССР на свободе оставались только предатель православия митр. Сергий и трое подобных ему епископов. Ещё не закрытыми оставались по всей стране лишь около ста приходов. Поэтому правильно говорили верные православию епископы, что Сергий Страгородский, кроме себя самого, от репрессий никого не спас… Таким образом, соглашательство с безбожными властями, заискивание перед ними, предательство находящихся в заключении православных людей8 не помогли сохранить даже лояльную большевикам сергианскую церковную организацию.
В 1943 году неожиданным решением Сталина была создана МП (Московская Патриархия) РПЦ. Обеспокоенный открытием немцами церквей на оккупированных ими территориях и опасаясь по этой причине поддержки оккупантов местным населением, большевистский диктатор принимает решение воссоздать управляемую государственными спецслужбами «ручную» Московскую Патриархию. Естественно, что весь епископат МП набирался и рукополагался из послушливых безбожной власти иерархов9, готовых безропотно следовать антицерковной политике большевиков и советской власти. С фронтов и из лагерей срочно были возвращены способные для церковного служения священники, среди которых попадались и по-настоящему истинно верующие служители. Именно через их глубокую искреннюю веру, пронесённую неповрежденной сквозь тяжкие испытания, Божия благодать нисходила на «малое стадо» искренне верующих, «алчущих и жаждущих правды» простых русских людей. Сама же церковная организация – Московская Патриархия, управляемая безбожными спецслужбами, оставалась безплодной и абсолютно безблагодатной.
Каким же образом мумифицированная безблагодатная церковь могла окормлять, питать веру и вести ко спасению своих прихожан? Понятно, что крайне ущербным для духовной жизни образом. Соглашательство с безбожными властями, внешняя и внутренняя церковная политика, определяемая спецслужбами, агентами КГБ в рясах10, фактически разлагали «советскую церковь» изнутри. Непримиримые противоречия между заповедями Христа и реальной жизнью священнослужителей разрушали их духовный мир, тяжело травмируя сознание и психику.
«Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы» (Иак. 3, 11-12); «не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24). Эти тщетные попытки совместить несовместимое приводили скорее к духовному и психическому разрушению многих клириков. Советской церковной системе требовались для своего воспроизводства уже люди нового типа: толерантные к идеологии коммунизма, послушные безбожным властям, легко идущие на компромиссы, безпрекословно подчиненные церковному начальству, безинициативные исполнители церковных ритуалов и треб. Таких «служителей церкви» и формировали духовные семинарии и академии МП. Даже истинно и глубоко верующим учащимся этих духовных образовательных заведений проходилось продираться сквозь сети «особых требований и послушаний», расставленных лукавыми наставниками, и либо становиться подходящими к вышеуказанным требованиям МП служителями, либо отметаться этой системой вон.
Но чем же жили эти новые клирики, утратившие Богообщение, не способные к стяжанию Святого Духа и, естественно, не получавшие Его плодов? Корысть, тщеславие, человекоугодие, блуд и прочие страсти стали занимать их души. Свято место пусто не бывает.
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя и вошедши живут там… » (Мф. 12, 43-45). Чему могли эти так называемые священники научить пасомых ими прихожан? Каким путем могли привести вверенное им Богом стадо ко спасению? Людям можно дать лишь то, что имеешь сам, повести их тем путем, который тобой уже пройден. Чтобы не обнаружить свою внутреннюю пустоту, лжепастыри, создавали внешнюю видимость своей духовности, надевали маски лицедейства11, многозначительности неких фраз и речений, внешне подражали известным по церковной истории старцам.
А если среди них и находились такие, кто действительно хотел идти путём святоотеческих подвигов и молитв, то постоянное общение с «епископами», пребывающими во грехе, постоянно требующими денег от церковных сборов, а также смиренное приятие атмосферы лжи и извращений церковной иерархии вырабатывало у них толерантность к лукавству и неправде, ложное смирение под видом послушания. Постоянное поминание на церковных службах извращенцев и еретиков своими «великими господинами и отцами», вынимание на проскомидии за них частиц соединяло этих клириков в единое тело с предателями Православия. Всё это тяжко помрачало духовную жизнь пастырей, ослабляя веру в Истину и способность идти прямым путем к жизни вечной.
Манипулировать сознанием и обманывать легче всего тёмный и непросвещённый церковным преданием народ. Именно поэтому в большинстве своём многочисленные прихожане МП были, да и сейчас остаются, духовно безграмотными, не обученными самым простым первоначальным, основополающим евангельским истинам. Они не умеют бороться с вражьими помыслами, твёрдо следовать простым Божиим заповедям, вести трезвенную духовную жизнь. Зато сколь много появилось бесчисленных искателей особых «тайных откровений» у новоявленных «старцев», во множестве появившихся в «обновлённой России». И эти люди, не просвещённые вполне светом Святаго Евангелия, склонны больше верить слухам и мифам о том, что именно через самозванных «старцев» Господь открывает свою волю. В МП создан целый институт таких лжестарцев, которые ломают человеческие судьбы, разрушают браки, «благословляют» на монашество тех, кто совершенно не готов к монастырской жизни. Так, «по разнарядке» от «старцев», населялись целые монастыри МП совершенно далёкими от иноческой жизни людьми. И никого из «пастырей МП» не заботит, что при этом люди спивались, кончали жизнь самоубийством, либо отвергались от монашества и сана, уходя обратно в мiр и утратив святую веру. Главное, что система «нового монашества» разрасталась и приносила МП не духовную прибыль, а звонкие доходы!
Целые институты лжеотчитки бесноватых созданы в МП, которые приносят регулярнный доход практикующим иереем. В прихожанах всячески подогревается вера в то, что тот или иной «старец», отчитав болящего или одержимого, может исцелить его и вернуть к нормальному бытию. И десятки тысяч людей, вместо того чтобы проводить правильную и спасительную, трезвенную духовную жизнь, мечутся в поисках единоразового «чуда» от разных обманщиков в рясах, напрасно убивая свое время, силы и материальные средства.
Ажиотажные поездки к новоявленным мироточивым иконам или к «новым святым местам» (не испытанным Духом Истины) в надежде получить скорую благодать и «чудесное исцеление», занимают помыслы большой части паствы МП. В том-то и заключается парадокс этой сатанинской уловки, что новоначальные христиане, не получив по своей слабой вере сразу и быстро благодати исцелений от древних, испытанных веками святынь, как мотыльки, летят на новые, соблазнительные, «яко чудотворные места». Часто это именно не освященные места за церковной оградой на общих гражданских кладбищах, где беспрепятственно поселяются демоны и бесы, обольщая чарами и мнимыми чудотворениями простодушных невежественных «паломников» МП.
Поклонения новоявленным лжесвятым – всяким Славикам, Матронушкам, Пелагеям – и устроение своей жизни по их правилам становятся теперь нормой для многих прельщёных прихожан. Такой-то «старец» сказал, такая-то «матушка» провидела – вот что занимает сердца этих обманутых людей. А то что самая коварная ересь экуменизма и папизма уже властно воцарилась в церковной организации Московской патриархии, к которой принадлежат те же «новостарцы», уже никого почти не заботит. Устроение откровенно светских концертов с песнями и плясками в сергианских «Домах молитвы» и тем самым глумление над православным благочинием , над присутствующими там святынями — Крестом, иконами , над православной обрядностью, когда закрываются масками лица молящихся и дезинфицируется в спирту лжица или сама служба клириков намеренно проходит без стоящих в храме мирян — все это свидетельствует об отсутствии у большинства клириков МП настоящей живой веры в Благодати Св.Духа, свидетельствует об отсутствии у них серьезности почитания Бога, а присутствии почитания светского начальства вместо Бога. Ересь экуменизма и папизма, официально принятая в МП на архиерейских соборах 2016 года, также бездумно и некритично воспринимается в своей массе и клириками и прихожанами МП.
Одновременно в сознание членов МП активно внедряется неприятие РПЦЗ и ПРЦ, которая остаётся единственной духовной наследницей канонической апостольской Православной Церкви. Щедро печатаются примитивные ярлыки, что РПЦЗ – это раскол, «который не смывается даже кровью», и что уход праведных прихожан из МП якобы предательство матери-церкви.
И тем не менее выход из еретической организации МП РПЦ остаётся сегодня единственным спасительным шагом для сохранения себя в православной вере, стяжания Божией благодати в Божественной евхаристии и спасения души в жизнь вечную. Ибо присоединение правоверных христиан к истинной Православной Церкви, без малого двадцать веков стоящей во Истине на камене Веры, освящено и благословлено всеми апостольскими правилами и постановлениями Вселенских соборов.
Подводя итог нашей статьи можно сказать, что еретической организацией МП, создан целый институт управления и формирования прихожан в духе прелести, чуждом Святой Православной Церкви. Спасение большинства людей попавших в МП не происходит. Усвоенные ими навыки и стереотипы религиозной жизни, являются ложными и несоответствующими церковному преданию.
Но даже милостью Божией вышедшим из еретической религиозной организации МП и присоединяющимся к ПРЦ правоверным клирикам и простым верующим предстоит ещё большой труд по очищению от ложных религиозных установок сергианской лжецеркви МП и приобщению к канонически правильному духовному устроению, ведущему ко спасению безсмертной души.
26 мая с.с. 2021г
Память апп. Карпа и Алфея, преп. Макария, иг. Калязинского
Ссылки:
1 lib.pravmir.ru›library/readbook/1339; https://vk.com/doc194584622_515979564?hash=fc6d00e97ee245396f&dl=099bf7795c05731ba5
2 http://histor-ipt-kt.memo.ru/; http://true-orthodox.narod.ru/library/history/sh6.html; также см. ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕЦКОЙ РОССИИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОЧЕРК бежавшего из России священника. Прот.Михаил(Польский) 1931г
3 Памятник Иуде, звездение младенцев, вместо крещения, разрушение храмов, расстрел духовенства и т.п.
4 https://vk.com/doc194584622_593296188?hash=a780170d7b2e2906c7&dl=e290f12ca37ec1212f; также см. Сикорская Л. Е. Экклезиология иосифлян (по трудам представителей иосифлянского движения).
5 Это богословское положение хорошо разработано в письмах М. Новоселова. А.С. Хомякова https://vk.com/doc194584622_447010903?hash=07494aabe4a3a9d384&dl=2d495d7938ce46250c И у свт. Аверкия Таушева https://vk.com/doc194584622_447050591?hash=3ecd3bc6efb4279773&dl=7e26002b25d42e9a0e и т.д.
6 https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ftruortodox.com%2Fplody-sergianstva%2F&post=261073108_4700&el=snippet
7 https://truortodox.com/kgb-rpcz-mp/
8 М. Сергий утверждал, что у нас нет заключенных за веру, а есть только политические заключенные и уголовники.
10 https://sun9-22.userapi.com/impg/gefEiALQFZQ8W9hV48CFKWd8R2P-5oSlpMImDg/-bwQfLSulq8.jpg?size=720×1029&quality=96&sign=bd465b12aff5d764e17d081e56a222ed&type=album
11https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D0%90%D1%85%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8