Постановления Собора Епископов ПРЦ/РПЦЗ (Амосовка — 2023)
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ: Состоялся Собор Епископов ПРЦ/РПЦЗ при Знаменско-Петропавловском храме с. Амосовка, Курской обл. с 21.07(3.08 н.с.) по 24.07(6.08. н.с.) 2023.

Повестка вопросов Архиерейского Собора
- Вступительное слово Председателя Синода Митрополита Филарета (Рожнова) о ситуации в Церкви и вокруг нее.
- Утверждение Синодальных решений межсоборного периода.
- О границах Епархий.
- Доклад Архиепископа Зосимы (Мороз) по вопросу открытия курсов повышения квалификации духовенства.
- Доклад Епископа Христофора (Плетнева) «Отношение Церкви к кремированию».
- Доклад Епископа Михаила (Виноградова) «Отношение Церкви к искусственному зачатию детей».
Разн
Постановления Собора Епископов ПРЦ/РПЦЗ(Амосовка — 2023)
- Заслушав и обсудив доклад Первоиерарха Митрополита Филарета (Рожнова) Собор ПОСТАНОВИЛ: рекомендовать духовенству ПРЦ/РПЦЗ учесть в своей пастырской деятельности высказанные Предстоятелем Церкви пожелания, предложения, критические замечания, напутствия.
- Рассмотрев вопрос об утверждении Синодальных решений межсоборного периода, Собор ПОСТАНОВИЛ: утвердить все Синодальные решения межсоборного периода, которые по Уставным Правилам «Положения о ПРЦ/РПЦЗ» требовали соборного утверждения.
- Рассмотрев и обсудив вопрос «О границах Епархий», Собор СКОРРЕКТИРОВАЛ ГРАНИЦЫ ЕПАРХИЙ И НАЗНАЧИЛ на кафедру вдовствующей Южно-Российской Епархии Преосвященнейшего Макария с титулом Епископа Есентукского и Южно-Российского. С целью улучшения организационного управления вдовствующими епархиями Собор утвердил двух кандидатов в епископы: Игумена Романа (Громова) на вдовствующую Европейскую Епархию и Иеромонаха Гавриила (Цыганенко) на Сибирское викариатство Восточно-Российской Епархии.
- Заслушав и обсудив доклад по вопросу открытия курсов повышения квалификации духовенства Собор ПОСТАНОВИЛ: учредить семинарские курсы для клириков ПРЦ/РПЦЗ в соответствии с предложениями докладчика и назначить Архиепископа Зосиму ответственным за их подготовку и проведение. Подробности, связанные с проведением семинарских курсов, клирики ПРЦ/РПЦЗ могут узнать непосредственно у Владыки Зосимы.
- Заслушав и обсудив доклад Епископа Христофора (Плетнева) «Отношение Церкви к кремированию» Собор ПОСТАНОВИЛ: принять по этому вопросу соответствующую РЕЗОЛЮЦИЮ.
Резолюция Архиерейского Собора ПРЦ РПЦЗ
по поводу кремации.
Основываясь на постановлениях соборов РПЦЗ от 1932,1956 и пастырского совещания 1980 гг., решили: не благословлять кремацию усопших прихожан. Священникам вменить в обязанность разъяснять прихожанам нехристианский характер такого погребения и не совершать отпевание над телами, если они назначены к сожжению. Таковые могут только в исключительных случаях быть отпеваемы и поминаемы на панихидах не ранее 40 дня после их кончины и только по разрешению правящего епископа. Не напутствовать Св. Тайнами прихожан, которые несмотря на увещевания духовника, настаивают на кремации их тел после смерти. Заочное отпевание кремированных может быть допущено с благословения правящего Архиерея, если установлено, что кремация произошла вопреки воли усопшего. Если прихожанин завещал близким себя кремировать, не получив вразумления о нехристианском характере этого действия, то его пожелание к исполнению необязательно, как и всякое греховное пожелание или греховное обещание. Не кремированных, но завещавших себя кремировать, не ведая о том, что Церковь этого не благословляет, допустимо хоронить и поминать по православному обряду с благословения правящего епископа, если близкие усопшего намерены предать его тело земле в соответствие с православными канонами и традицией.
- Заслушав и обсудив доклад Епископа Михаила (Виноградова) «Отношение Церкви к искусственному зачатию детей» Собор ПОСТАНОВИЛ: принять по этому вопросу соответствующую РЕЗОЛЮЦИЮ.
Резолюция Архиерейского Собора ПРЦ/РПЦЗ
относительно экстракорпорального оплодотворения –ЭКО
Опираясь на духовный фундамент Священного Писания и Священного Предания Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ ПОСТАНОВИЛ:
1. Не благословлять для православных христиан процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), а также сопутствующие этой процедуре «суррогатное материнство» и донорство репродуктивного материала по причинам:
а) В ЭКО присутствует элемент богоборчества, когда человек пытается создать себе подобного не Богом данным способом, а противоестественным путем — из пробирки. В этом случае воля и желание человека ставится выше Промысла и Воли Бога Творца.
б) Неестественное зачатие, манипуляции с репродуктивным родительским материалом, могут привести к духовно-душевно-телесному уродству детей, с последующим закреплением этого уродства на генетическом уровне в последующих поколениях человечества.
в) Процедура ЭКО безнравственна и греховна, потому что зачатие ребенка производится неестественным путем (через грех) и может повлечь за собой следующие негативные явления:
— Уничтожение неиспользуемых (отбракованных) эмбрионов, что является грехом убийства.
— Может происходить попытка выращивания не человека как образа Божия, а неких генно-модифицированных существ, чуждых подобия Божия
— Внедрение в социально-общественную жизнь евгенических механизмов.
— Хранение неиспользуемого репродуктивного материала в криохранилищах, с неизвестными целями его будущего использования.
— Суррогатное материнство, разрушающее установленный промыслом Божиим институт семьи (это когда по невозможности родить или по нежеланию рожать самой, женщина идет на то, что арендуют репродуктивные органы у другой женщины для рождения ребенка, при этом доноры репродуктивного материала могут быть не известны).
2. Не допускать до Таинства Крещения лиц, зачатых при помощи процедуры ЭКО. Дети зачатые с помощью процедуры ЭКО могут быть допущены к таинству крещения при достижении церковного совершеннолетия (около 14 лет), если придут к Православию осознанно и сами будут выражать волеизъявление креститься. В исключительных случаях, например, «страха ради смертного» дети, зачатые с помощью ЭКО, могут быть допущены до крещения в младенчестве, но только с благословения правящего архиерея.
3. Дети, зачатые путем ЭКО, которых уже крестили до утверждения настоящего соборного определения, или по неведению об оном, могут быть допущены к Церковным таинствам, но только с разрешения Правящего Епископа.
4. Православным христианам, имеющим проблемы с чадородием, рекомендуется подражать житию тех святых, которые, не имея детей, смиренно просили Бога даровать им чадородие, прибегая к церковным таинствам, посту, молитве, ходатайству святых. Кроме того, Церковь благословляет лечение безплодия обычными медицинскими средствами и возможность усыновления сирот и детей из детского дома.
5. Если кто из членов Церкви осознанно пренебрег соборные определения о недопустимости искусственного зачатия детей и воспользовался процедурой ЭКО, то на таковых налагается епитимия в виде отлучения от Причастия Святых Христовых Тайн до 3 лет, при этом возможны послабления епитимии, но с дозволения Правящего Епископа.
- В разделе РАЗНОЕ повестки Собора Епископов были приняты следующие решения:
а) Рекомендовать Правящим Епископам быть осмотрительными при принятии новых священников в свои епархии, ибо в связи неосведомленностью и даже духовной ущербностью некоторые священников Московского Патриархата, присоединяющиеся к ПРЦ/РПЦЗ, часто не способны находиться в строгом русле догматов и канонов Православной Церкви. В связи с этим Правящие Архиереи после принятия в свою епархию клирика могут задерживать выдачу ему соответствующих указов и назначений до 40 дней. Если в течении этого срока принятый в церковное общение священник выйдет из состава ПРЦ/РПЦЗ, то его уход можно не сопровождать официальными решениями об извержении из сана или запретом служения. О таковых словами Священного Писания можно сказать «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1-е послание Иоанна 2:19).
б) Установить в ПРЦ/РПЦЗ возрастной ценз:
— для пострижения в монашество не ранее 30 лет.
— для рукоположения во диакона не ранее 25 лет.
— для рукоположения в пресвитера не ранее 30 лет.
— для рукоположения в епископа не ранее 45 лет.
Более ранние сроки хиротоний и пострижения в монашество допустимы, но только по решению Архиерейского Собора и Синода.
в) Рассмотрев вопросы, связанные с внедрением глобалистами биометрии и цифровых денег в банковские и другие финансовые операции, Архиерейский Собор постановил: не благословлять членов Церкви соглашаться с внедрением этих технологий в частной и общественной жизни.
г) Обсудив вопросы, связанные с военным конфликтом на Украине, Собор Епископов принял по этому поводу специальное обращение и рекомендовал православным верующим использовать в своих утренних и вечерних правилах молитву по соглашению (текст обращения и молитвы прилагается)
Обращение Собора Епископов ПРЦ/РПЦЗ
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Собор Епископов ПРЦ/РПЦЗ (2023 г.) кроме рассмотрения церковных вопросов не мог обойти вниманием очень важное политическое событие в современном мире — так называемую специальную военную операцию (СВО) на Украине, которая на самом деле является братоубийственной войной, где русский убивает русского. Наши общие отцы и деды не могли представить даже в страшных снах, что такое может случиться. Говоря о причинах этой трагедии, можно констатировать, что к ней привела многолетняя, бездарная и предательская деятельность политических лидеров как в России, так и на Украине, которые, являясь ставленниками и марионетками тайных правителей Мира Сего, подготовили и теперь уже активно осуществляют свои давние цели по уничтожению православного народа. Голос Истинной Церкви еще в 2014 году предупреждал о надвигающейся трагедии. В связи с этим сегодня имеет смысл процитировать Заявление Епархиального Совета Южно-Российской Епархии РПЦЗ, сделанное еще в 2014 году:
Обращаем внимание православных и всех, кто не безразличен к событиям, происходящим на Украине, на следующий исторический документ:
«Могущество России может быть подорвано отделением от нее Украины…необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди национальной элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть все русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Все остальное – дело времени».
Отто фон Бисмарк (1815 – 1898г.) Рейхсканцлер Германской Империи.
Как видим, события на Украине являются реализацией давних русофобских замыслов извне, направленных на искусственное разделение единого православного народа, которое началось осуществляться революционерами с деления на советские республики, а завершилось разделением на разные государства (в грбачево-ельциновскую перестройку). При этом в современном мире всеми средствами массовой информации навязывается ложное мнение о том, что русские, живущие в России, на Украине и в Белоруссии являются представителями разных национальностей. Русская Православная Церковь Заграницей (вытекающая из Российской Империи) и будучи канонической наследницей исторической Русской Церкви, всегда призывала русский народ к своим духовным истокам, к своей исторической памяти и к своему духовному предназначению – быть носителем Богом данных ценностей, которые направлены на спасение души Православной Верой, неповрежденной ересями. Ради этой главной Божественной миссии наши предки объединились в могучее государство. Под страхом проклятия и отлучения от Пресвятой Троицы они клялись за будущие поколения «до скочания века» соблюдать верность и нерушимость своего единства, о чем, например, свидетельствуют Постановления Великого Церковного и Земского Собора (1613 г.), а также Переяславской рады (1654)г. Некоторые современные историки и политики…, оторванные от духовных корней своего народа, не осознают значения нависающего над ними проклятия предков за искусственное разделение народа и отступление от Православия. А некоторые историки пытаются даже доказать и навязать ложное мнение о том, что клятва о неразрывном единстве с Православной Великороссией не может довлеть над всей Малороссией, ибо она давалась только предками левобережной Украины. Но это далеко не так. По своему представительскому составу Переяславская Рада была, пожалуй, одной из самых легитимных собраний за всю историю Малороссии. В Переяславле в качестве представителей от малороссии присутствовали не только выборные мещане из Киева и других земель, но и Митрополит Киевский Сильвестр (Кососв), представлявший духовенство и значительную часть паствы своей митрополии. Как же теперь Киевляне будут смотреть в глаза своим православным предкам, и какую оценку своим действиям и бездействию они ждут со стороны Святого Равноапостольного Князя Владимира и сонма святых? Как они будут оправдываться на Суде перед мучениками за Веру, Царя и Отечество, в том числе замученных католиками, отдавая Украину во власть не только пришлым католикам, но даже протестантам и сектантам, купившись на европейские ценности, в числе которых содомские браки и прочие мерзости? Как могло оказаться, что главой Украины стал протестантский пастор Александр Турчинов, а премьер министром сектант Яценюк, принадлежащий к американской саентологической церкви. Неужели за это боролись на майдане батюшки украинского патриархата, называющие себя православными? Но не только они сдавали Православную Киевскую Русь Западу! Иерархи Московской Патриархии уже десятки лет активно участвуют в экуменическом движении, благодаря чему Запад и подготовил условия для захвата Украины властью, которая ничего общего с православием не имеет. Поэтому за события на майдане, прежде всего, несут прямую ответственность Иерархи Московской Патриархии. Это они еще задолго до государственного деления (в девяностые годы) поспешили разделить единое духовное пространство бывшей Российской Империи на три части, разделившись сами в себе, в созвучие с идеями Бисмарка. В связи с этим их сегодняшние заявления и призывы по поводу событий на Украине являются, по меньшей мере, лицемерием. К сожалению, к делам беззакония Московского Патриархата в 2000 году присоединились и ушедшие от законного Первоиерарха Митрополита Виталия в раскол многие епископы Зарубежной Церкви, которые пытаются представлять себя канонической Зарубежной Церковью в составе сергианской Патриархии, в то время как настоящая Зарубежная Русская Православная Церковь (Царская Церковь) никогда с экуменистами не объединялась, но всегда объединяла и объединяет свою паству на Украине, в России и всюду в единый народ единой Верой.
Русь Святая проснись и не позволь себя ослепить!
Эти слова прозвучали в 2014 на некоторых официальных ресурсах РПЦЗ в соцсетях. С того времени, когда было сделано это заявление, прошло почти десять лет, но оно не утратило своей актуальности. К сказанному можно сейчас добавить, что до сих пор в России и в Украине активно действуют внешние и внутренние русофобские антихристианские силы, заинтересованные в том, чтобы руками русских убивались русские. Почему же подобное стало возможным? На этот вопрос еще 150 лет назад ответил все тот же рейх канцлер Германии Отто Фон Бисмарк. При этом следует заметить, что сам Бисмарк не считал себя русофобом и даже восторгался русским народом. Просто он как опытный политик давал точные оценки и прогнозы, хорошо зная Россию, ибо жил в ней, будучи послом Пруссии. Одно из его высказываний гласит:
«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя.».
Это то, что мы сегодня наблюдаем – русский народ, оторвавшийся от истинных ценностей, усвоенных тысячу лет назад при рождении от киевской купели, теперь уничтожает сам себя, провоцируемый русофобскими силами, которым плевать на жизни русских где бы они не находились. Объясняется такая ненависть видимых и не видимых врагов русского народа тем, что он даже оторванный от своих духовных ценностей и корней, пока еще потенциально способен к ним вернуться. А именно этого и бояться враги Христа и враги Православной Русской Церкви. Вот почему в замыслах всех антихристианских сил существует намерение уничтожить не только народ, способный вернуться к истинным ценностям, но и Истинную Православную Церковь, в которой он может возродиться. Поэтому, оценивая сложившуюся ситуацию, Архиерейский Собор констатирует, что прекращение вражды между русскими, которых искусственно разделяют войнами и границами, находится в русле их возвращения к своим духовным истокам, к исповеданию неповрежденной православной веры, к православно-монархическому государственному устройству. Это и есть стержень многовековой объединительной идеологии русского народа, под защитой которого, объединенные в Империю, находили себе место инославные и иноверные народы. Тысячелетняя история Руси показывает, что все другие идеологии для нее враждебны и разрушительны, ибо они не оправдывают перед Богом смысла существования государствообразующего народа, если он теряет веру и отступает от пути спасения. Поэтому Собор Епископов ПРЦ/РПЦЗ призывает всех русских (этнических и по духу) вернуться к неповрежденному исповеданию Православной Веры, тогда Бог может скорее откликнуться на молитвы о прекращении братоубийственной войны. В любом кровопролитном конфликте наблюдаемые события общественно-политического и военного характера являются лишь следствием невидимых духовных причин. Поэтому главной причиной братоубийственной войны являются даже не столько общественно-политические деятели и какие-то тайные организации, хотя и на них есть вина, но отступление русских от Бога и от Православия. В этой ситуации положение дел уже не исправить одними только заявлениями в поддержку одной или другой конфликтующей стороны. Всем русским, разделенным разными границами, необходимо возвращаться к Единому Богу, к Единой Вере, к Единой Церкви, к Единому Православному Царству. Если к этому будет направлена воля верующего народа, то Бог даст силы и средства для решения всех проблем. На этом спасительному пути с помощью Божией можно не только прекратить кровопролитие, но и уврачевать смертельные раны и обиды, нанесенные друг другу в результате междоусобиц и внешних интриг. Призываем помощь Божию и благословение на всех, кто становиться на этот путь.
Обращение принято Собором Епископов ПРЦ/РПЦЗ 3.07/21.08. 2023.
Православным живущим в России (и всем русским в рассеянии по всему миру) Архиерейский Собор предлагает молитвенно содействовать возрождению Православного Отечества, присоединяя к утренним и вечерним правилам следующую молитву по соглашению.
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, Ты́ бо ре́кл еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми: «Ами́нь глаго́лю ва́м, я́ко а́ще два́ от ва́с совеща́ета на земли́ о вся́цей ве́щи, – ея́же а́ще про́сита, бу́дет и́ма от Отца́ Моего́, И́же на небесе́х: иде́же бо еста́ два́ или́ трие́ со́брани во и́мя Мое́, ту́ е́смь посреде́ и́х» (Мф. 18:19). Непрело́жны словеса́ Твоя́, Го́споди, милосе́рдие Твое́ безприкла́дно и человеколю́бию Твоему́ не́сть конца́. Ты «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцев до третьяго и четвертаго рода… И творящий милость до тысячи родов любящим… и соблюдающим заповеди…» (Исх. 20: 5, 6). Сего́ ра́ди мо́лим Тя́: прости грехи наша и не помяни грехов родов наших, но предстательством Богородицы, силою Честнаго и Животворящаго Креста, заступничеством честных небесных сил безплотных, и по молитвам святых и богоносных отцев родов праведных Тебе угодившим, и всех святых, обрати к вере чистого исповедания заблудших чад Отечества нашего, и разруши о нем злые замыслы и козни врагов всех видимых и невидимых, и в стране Российстей Церковь Твою Святую от врат ада сохрани, междоусобные распри угаси, и возстави Престол Царей Православных. Да́руй на́м, рабо́м Твои́м исполнения нашего прошения. Но оба́че не я́коже мы́ хоти́м, но я́коже Ты́. Да бу́дет во ве́ки во́ля Твоя́. Ами́нь.
Призываем присоединяться к чтению этой молитвы всех желающих, независимо от их места проживания и этнического происхождения.
Члены Архиерейского Собора:
- Первоиерарх ПРЦ/РПЦЗ Высокопреосвященнейший
Филарет (Рожнов) Митрополит Московский и Восточно-Российский
- Высокопреосвященнейший Зосима (Мороз) Архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Российский
- Высокопреосвященнейший Димитрий (Васильев) Архиепископ Екатеринославский и Малороссийский
- Преосвященнейший Рафаил (Дзанаев) Епископ Владикавказский и Черноморский
- Преосвященнейший Макарий (Хубиев) Епископ Есентукский и Южно-Российский
- Преосвященнейший Христофор (Плетнев) Епископ Западно-Двинский
- Преосвященнейший Михаил (Виноградов) Епископ Ярославский
Собор Епископов ПРЦ/РПЦЗ состоялся с 21.07/3.08 по 24.07/6.08.2023 г
при Знаменско-Петропавловском храме
с. Амосовка, Курской обл.